Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый полёт Let L-200 Morava и первый реактивный авиалайнер. Дайджест «Этот день в истории авиации» №15 (6 — 12 апреля)

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! Продолжаем сидеть дома и читаем очередной дайджест «Этот день в истории авиации». Напомню, что это более полная версия серии коротких постов (200 символов текста + картинка), которую я веду уже больше года. Итак — 7 дней и 7 событий из истории авиации. Полетели! ✈️

6 апреля

6 апреля 1948 года — первый полёт опытного реактивного пассажирского самолёта Viking Nene.

Вторая половина 1940-х годов. Уже отчётливо маячит на горизонте гражданская реактивная авиация, а в Англии налажено производство надёжного двигателя Rolls-Royce RB.41 Nene. Решили построить свой реактивный авиалайнер под этот двигатель и инженеры Vickers.

В целях экономии времени разрабатывать новый самолёт с 0 не стали. Вместо этого взяли серийный поршневой авиалайнер Vickers VC.1 Viking с б/н G-AJPH и заменили его двигатели на RB.41 Nene. Так появился Viking Nene — первый (по факту) реактивный пассажирский самолёт.

На Viking Nene был выполнен ряд исследовательских и демонстрационных полётов, машину показали на авиасалоне в Фарнборо. И всё. У заведомо экспериментального самолёта не было шансов на серийное производство. В 1954 году ему даже вернули поршневые двигатели и продали авиакомпании Eagle Aviation, где он летал приблизительно до 1962 года.

7 апреля

7 апреля 1967 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Found Centennial 100.

Компания Found Brothers Aviation занималась мелкосерийным производством лёгких и надёжных самолётов, хорошо подходивших для бескрайних просторов Канады. Наиболее успешной была модель Found FBA-2, на базе которой компаний и решила разработать усовершенствованную версию под обозначением Centennial 100.

«Сотка» представляла собой одномоторный цельнометаллический высокоплан традиционной схемы. Кроме колёсного мог оснащаться лыжным и поплавковым шасси. Двигатель Lycoming IO-540-G1D5 мощностью 290 л.с. позволял с комфортной скоростью 230 км/ч перевозить 6 человек (1 пилота + 5 пассажиров).

Всего было построено 2 прототипа и 3 предсерийных самолёта. Однако в 1968 году Found Brothers Aviation неожиданно решила выйти из самолётостроительного бизнеса. Found Centennial 100 так и не был запущен в серию. Как минимум 1 самолёт сохранился в лётном состоянии.

8 апреля

8 апреля 1941 года — первый полёт опытного дальнего бомбардировщика Nakajima G5N Shinzan.

В 1938 году руководство Императорского флота Японии задумалось о дальнем бомбардировщике, способном покрыть расстояние 30003500 морских миль (55566482 километров). За реализацию проекта, получившего флотское обозначение «опытный бомбардировщик Тип 13 (сухопутного базирования)» взялась компания Nakajima.

Поскольку опыта в создании таких самолётов у японских конструкторов не было, то G5N решили построить на базе иностранной машины. В качестве «родителя» выступил опытный 4-хмоторный поршневой авиалайнер Douglas DC-4E, приобретённый в США. От него бомбардировщику досталось крыло и шасси. Фюзеляж, двигатели и хвостовое оперение были другими.

Лётные испытания показали, что самолёт вышел неудачным — сложная конструкция и лишний вес. Сказалось отсутствие опыта у конструкторов. Проект свернули в том же 1941 году. Всего построили 6 единиц Nakajima G5N Shinzan. 4 из ни переоборудовали в транспортные самолёты и эксплуатировали до конца войны.

9 апреля

9 апреля 1957 года — первый полёт лёгкого самолёта Let L-200 Morava.

До 1955 года предприятие Let Kunovice производило лишь самолёты по лицензии (Aero Ae 45/145 и Як-11). Но накопленный опыт позволил конструкторскому бюро под руководством Ладислава Смрчека начать создание собственной машины. Так появился проект L-200.

Инженеры разработали двухмоторный цельнометаллический низкоплан с двухкилевым хвостовым оперением и трёхстоечным убирающимся шасси. В кабине помещалось 5 человек — 1 пилот и 4 пассажира. L-200 мог развить скорость до 290 км/ч при дальности полёта в 1710 километров.

С 1957 по 1964 год выпустили 361 единицу Let L-200 Morava. Самолёт пользовался успехом и нашёл своё применения в аэроклубах, армии, региональной и санитарной авиации. Половину от всех выпущенных «Морав» приобрёл СССР, где они летали в качестве «воздушного такси» в «Аэрофлоте». Небольшое число L-200 продолжает летать и в наши дни.

10 апреля

10 апреля 1933 года — первый полёт лёгкого самолёта Airspeed AS.5 Courier.

Создавался конструктором Хесселлем Тилтманом по заказу британского пионера авиации Алана Джона Кобхэма, который задумал беспосадочный перелёт в Индию. Отсюда одно из требований, предъявленных к новому самолёту — возможность дозаправки в воздухе.

AS.5 представлял собой одномоторный деревянный низкоплан с кабиной, рассчитанной на 1 пилота и 5 пассажиров. Впервые в английском авиастроении был построен серийный самолёт с убирающимся шасси. 7-цилиндровый двигатель Armstrong Siddeley Lynx IVC позволял развить скорость до 246 км/ч. Специальных устройств для заправки в воздухе у самолёта не было — пилот или его помощник должны были поймать шланг от воздушного танкера и присоединить к баку.

Попытка перелёта сэра Алана Джона Кобхэма завершилась неудачно. Но это не помешало запустить Airspeed AS.5 Courier в серийное производство. Всего выпустили 16 самолётов, которые чаще всего использовались в роли «воздушных такси». Также «Курьеры» участвовали в авиационных гонках и различных исследовательских программах.

11 апреля

11 апреля 1924 года — первый полёт пассажирского самолёта Fokker F.VII.

Проект появился в результате объединения мечты и меркантильных потребностей. С одной стороны был авиаконструктор Антон Фоккер, мечтавший построить самолёт, который станет популярным во всём мире. А с другой — желание авиакомпании KLM иметь новый, более вместительный (по тем временам) самолёт.

F.VII представлял собой одномоторный высокоплан с крылом толстого профиля. В кабине могло разместиться 8 пассажиров. Но в 1925 году самолёту добавили 2 мотора и увеличили вместимость до 10 человек — появилась модель F.VIIa/3m или же Fokker Trimotor. Именно Trimotor и стал одним из символов Золотого века авиации.

Всего выпустили свыше 280 единиц Fokker F.VII всех версий (в основном трёхмоторные) как на заводах компании, так и другими производителями по лицензии. Самолёт можно было увидеть на всех континентах, включая Антарктиду. Мечта Фоккера сбылась.

12 апреля

12 апреля 1931 года — первый полёт среднего бомбардировщика Amiot 140M.

В 1928 году Министерство авиации Франции объявило конкурс на дневной/ночной бомбардировщик, разведчик и самолёт сопровождения в одном лице. Фирма Avions Amiot представила на конкурс проект 140M от команды инженеров под руководством Андре Дутартра.

140M представлял собой двухмоторный высокоплан с двухпалубным фюзеляжем прямоугольного сечения. Типичный представитель неуклюжих и порой уродливых бомбардировщиков начала 1930-х годов. Примечательна «подбородочная» кабина. Экипаж — 4 человека. Вооружение — 5 × 7,5-мм пулемётов МАС + 912 кг бомб.

Построили лишь 2 прототипа Amiot 140M, один из которых демонстрировали на авиационной выставке Ле-Бурже. В серию самолёт не пошёл, т.к. военные предпочли более совершенный Amiot 143, созданный на базе 140-го.

Объявление: Яндекс.Дзен отказался от формата коротких постов и отключает их. Это значит, что в ближайшее время привычные ежедневные мини-заметки «Этот день в истории авиации» перестанут выходить. Я подумаю, чем и как их можно заменить. Дайджест будет продолжать выходить по понедельникам, как обычно.

Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории Если вдруг там будут не все выпуски, то добро пожаловать на главную страницу канала.