Найти в Дзене

Тамаз Джегнарадзе: "К классным концертам подхожу с большой ответственностью "

Консерваторские концерты учеников, по верному мнению Тамаза Зурабовича Джегнарадзе, являются показателем уровня работы профессора и студентов. Этой зимой класс Тамаза Зурабовича дал большой вечер камерной музыки в Театральном зале Саратовской консерватории. Два часа прозвучали как единое мгновение благодаря разнообразию программы - от сонат Баха и Шулека до сочинений Хиндемита, Владимира Мишле и Владимира Орлова. Саратовские композиторы, чьи произведения исполнялись на вечере, а также Тамаз Зурабович делятся своими мыслями и комментариями в этом материале.

Концерт студентов класса камерного ансамбля Заслуженного артиста России, профессора Саратовской консерватории Тамаза Зурабовича Джегнарадзе состоялся 20 декабря 2019 года
Концерт студентов класса камерного ансамбля Заслуженного артиста России, профессора Саратовской консерватории Тамаза Зурабовича Джегнарадзе состоялся 20 декабря 2019 года

- Я хочу начать с того, что считаю классные концерты высшим проявлением того, чем мы здесь занимаемся. Исходя из этой философии, я всегда подхожу к классным концертам с большой ответственностью и призываю к этому своих студентов. Что касается декабрьского вечера... У меня в этом году большой класс по количеству и по качеству. Я благодарен, что мне дали именно хороших студентов. Они одарённые и все очень достойно занимаются, с большим интересом. Они не пропускали занятия, стабильно посещали. Подготовка к концерту их мобилизовала. Это мощный стимул - выйти и сыграть на сцене. Потом, они же играют на фоне друг друга; это и конкурс, своего рода. Но ты мог заметить, Аслан, что там было много разной и интересной программы. И вообще в каждом своём концерте, когда я и сам много играл, я всегда включал в программу сочинения наших саратовских композиторов.

Тамаз Зурабович Джегнарадзе, Заслуженный артист России, лауреат Премии "Русское исполнительское искусство", профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки СГК имени Л. В. Собинова
Тамаз Зурабович Джегнарадзе, Заслуженный артист России, лауреат Премии "Русское исполнительское искусство", профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки СГК имени Л. В. Собинова

- Этот концерт тоже не был исключением. Наряду с сочинениями Бетховена, Хиндемита, Шулека звучали произведения Владимира Мишле и Владимира Орлова. Что мне нравится... В Саратове у композиторов очень разные стили, разноплановая музыка. Вот пишут Алексей Павлючук и Владимир Мишле - у них абсолютно отличная друг от друга и узнаваемая музыка. Владимир Орлов тоже интересный композитор. Я отправлял своих студентов в январе на зарубежный конкурс с произведением Орлова, кстати. Я думаю, для него станет сюрпризом, когда он это прочтёт!

-3

Хорошо то, что Владимир Орлов экспериментирует с форматами; я считаю это его достижением. Например, у него есть очень интересная композиция для альта и электронной фонограммы "Портрет Альфреда Шнитке"... Тамаз Зурабович, спрошу по трём номерам концерта. Что скажете о флейтовой сонате Хиндемита в исполнении Анастасии Белолипцевой и Ксении Шелестовой?

- Я специально дал её им. Подобрал по их темпераменту, интеллекту и вкусу. Я решил, что будет Хиндемит. Попал в точку. Дело в том, что я долго искал что надо. И нашёл. Они обе рациональные исполнительницы и на этом сочинении хорошо открылись. Эта музыка написана тоже рационально, но соната гениальная. Ну, Хиндемит есть Хиндемит. Они очень хорошо занимались над ней.

Тамаз Зурабович Джегнарадзе и Аслан Антонов, ведущий блога "Консерватория Саратова"
Тамаз Зурабович Джегнарадзе и Аслан Антонов, ведущий блога "Консерватория Саратова"

Она единственная у него для флейты и фортепиано. Написана в 1930-е годы. А вообще, трудно было преподавать Хиндемита?

- Для меня - нет. Много играл его сам. Я "физиологически" очень хорошо его знаю.

Я бы ещё упомянул трио Бетховена до минорное. Исполняли Александра Исаева, Валерий Фатьянов и Руслан Таякин.

- Очень хорошие, талантливые, перспективные солисты его исполнили на концерте моих учеников. Кстати, они пришли ко мне именно втроём изначально! Уже готовый сформированный ансамбль. Это очень важно. Не пришлось их знакомить.

-5

Ещё номер с сонатой Шулека для тромбона и фортепиано в исполнении Джанис Шаукембаевой и Анатолия Ивановича. Очень интересный!

- Совершенно верно. Ребята великолепно занимаются. Я в них души не чаю. Результаты есть. Анатолий пришёл ко мне в прошлом году. Они играли замечательную сонату Шулека в этот раз. Её очень редко исполняют. Это произведение раскрыло моих учеников. Вообще, обычно концерты студентов я делаю 2 раза в год. И каждый раз звучат новые произведения.

-6

О прозвучавшем на концерте 20 декабря своём произведении даёт комментарий Владимир Орлов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции, председатель Саратовского отделения Гильдии молодых музыкантов "МеждународМолОт" Российского музыкального союза, создатель и художественный руководитель "Театра новой музыки", лауреат международных и всероссийских конкурсов.

- На концерте прозвучали "Пять красивых пьес для альта и фортепиано". Это небольшой цикл из 5 миниатюр, которые в основном сосредоточены вокруг консонантных созвучий: прелюдия, инвенция, интерлюдия, канон и постлюдия. Как видно, в его составе 2 полифонические пьесы - инвенция и канон, а открывается цикл прелюдией. Это не новое сочинение. Оно появилось несколько лет назад. Я выбрал альт, во-первых, чисто тембрально; во-вторых, для него мало репертуара в целом и у меня самого в частности. Так как альт и фортепиано тембрально очень разные, задача состояла в максимальном сближении тембров, чтобы они сочетались; это достигалось где-то за счёт приёмов, а где-то за счёт текста. В моём творчестве есть ещё "Тишизм" для альта и фортепиано, который написан в 2014 году по роману писателя Владимира Орлова "Альтист Данилов". А в 2012 году сочинена миниатюра для альта соло "Внутренние преодоления". Я работаю в постоянном сотрудничестве с исполнителями. Я же для них пишу и не могу не ориентироваться на них. В консерватории всегда получаю поддержку со стороны солистов, когда предлагаю исполнить им свои новые сочинения.

-7

А также, исполнение своих произведений на вечере камерной музыки прокомментировал Владимир Мишле, доцент кафедры теории музыки и композиции, член Союза композиторов РФ, лауреат Первой степени Международного Интернет-конкурса в Сербии в 2014 году.

- С Тамазом Зурабовичем я очень давно творчески сотрудничаю. Мы ещё в консерватории учились вместе, он был на курсах постарше. Замечательный музыкант! Он проводит очень большую творческую работу; каждый его концерт это событие. И самим студентам интересно прикоснуться к классической музыке и сыграть не просто где-то в классе, а выйти на сцену. Он старается собрать разных музыкантов, играющих на разных инструментах. Не для формального отчёта, а вот именно чтобы ребят приобщить к хорошей музыке. В декабрьском концерте его учеников звучали 2 и 3 части моего Трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Первая часть была в предыдущем концерте. Трио написано в классических традициях и посвящено памяти моей матери, Нины Гермагеновны Перфиловой, которой в настоящее время уже нет. Мне хотелось воплотить всё самое светлое, доброе, что связано с понятием матери в целом. Я старался, чтобы музыка была тёплая, проникновенная. Чтобы не было излишнего шума. Вторая часть медленная, распевная, немного грустная; третья - Allegro rondo, жизнеутверждающий финал, что жизнь продолжается, идёт вперёд и надо всё сохранять, что связано с ушедшим человеком. Моя мама была врачом, детским хирургом. Мне хотелось пойти по её стопам, но музыка пересилила. Это в чём-то сходные профессии. Врач дарит жизнь людям, лечит. А музыка она тоже лечит, хоть и не непосредственно (как врач, выписывающий рецепты). Я всем своим музыкальным успехам и тому, что у меня получается, обязан ей. И вот я в качестве своего чувства долга перед памятью написал Трио. Внутри такая потребность была.

-8

- И ещё в этом концерте звучала моя "Колыбельная". Обычно её исполняли флейта, виолончель и фортепиано. Но специально к этому вечеру, по просьбе солистов, я сделал переложение с заменой флейты на скрипку. В таком составе "Колыбельная" прозвучала впервые. Кстати, в классическом составе флейта/виолончель/фортепиано первым исполнителем произведения был Тамаз Зурабович, он играл с замечательным флейтистом Евгением Анатольевичем Балашовым, нашим тогдашним профессором 15 лет назад. "Колыбельную" я посвятил дочери Александре. В отличие от классического Трио, в Колыбельной звучат джазовые гармонии.

Владимир Станиславович, я помню наши с Вами занятия по композиции в Центральной музыкальной школе . Вы со мной тогда много времени уделяли джазу!

- Джаз даёт чувство свободы. Берётся квадрат, определённая гармоническая последовательность, и каждый музыкант накладывает на эту гармонию свою импровизацию. Опираясь на квадрат, исполнитель может попробовать себя как импровизатор. Например, когда импровизируют джазовые ансамбли, скажем, с флейтой и саксофоном в составе, музыканты настолько хорошо чувствуют друг друга, что один сыграл фразу, другой тут же её подхватывает, основываясь на квадрате. У меня классическая и джазовая музыка друг друга подталкивают.

-9

В одном из произведений у Вас небольшая цитата из симфонии Бетховена. Этим приёмом пользовались многие классические и современные авторы.

- Это дань уважения к тем композиторам, которых уже давно нет, но их музыка оставила след. У меня это детские впечатления, когда я учился в Центральной музыкальной школе Саратова. У нас был предмет музыкальная литература. Тогда компьютеров в классах не существовало. Заводили проигрыватели и ставили пластинки. Был у нас тогда проигрыватель "Аккорд". Две колоночки... И вот так мы знакомились с великой музыкой. Хочется в лишний раз к ней обращаться; каждый раз как бы очищаешься после современной ежедневной суеты. Не надо забывать порой останавливаться и прикасаться к чему-то вечному, прекрасному. Они писали столетия назад, а их творчество не потеряло актуальность. Когда обращаешься к такой музыке, она вдохновляет, как-то заставляет новые краски искать. Современный композитор должен всё время не повторять то, что было до него, а ОПИРАТЬСЯ на наследие и стараться искать свои темы.

Фото: Анастасия Белова, Аслан Антонов