Найти тему

Домашняя ИТ-инфраструктура и Чарльз Дарвин.

Оглавление

0. О чем речь?

Цель этой статьи фиксация набора рецептов по выбору компонентов домашней ИТ инфраструктуры с элементами экономики (амортизацией) (если краткий графамано-исторический экскурс не интересен, то можно сразу прокручивать до пункта 5. Рецепты).

1. При чём тут Дарвин?

В далёком 1859 году, когда дома сеть могла быть только рыбацкой, а слова инфраструктура даже не придумали, английский натуралист Чарльз Дарвин опубликовал своё широко известное в узких кругах "Происхождение видов". В труде доказывалось, что двигателем появление новых видов была адаптация к новым, изменяющимся, условиям. А сохранение старых их успешной "профилизацией".

2. При чём тут домашняя ИТ-инфраструктура?

В древние времена (конечно не такие древние как 1859, а примерно конец 20-го века) вся домашняя ИТ-инфраструктура состояла, в лучшем случае, из компьютера.

Счастливый обладатель компьютера мог на нём и документ в вечном Ворде напечатать, и видео в шикарном 144p посмотреть, и, свистя дуэтом с модемом, в Интернет минут на 10 выйти.

Сейчас же у нас устройств дома такое многообразие в которых не разберешься без какого-нибудь вайфаеведа или даже целого доктора смартфонологических наук.

3. Ну и?

Произошло это деление не просто так. Изначально компьютер был одновременно устройством общего назначения с большим набором функций и высоким порогом входа для работы с ним.

Эти функции были обречены совершенствоваться, становится более специализороваными и более интуитивными для абстрактного пользователя.

Поэтому сейчас там где нужен был целый компьютер сейчас можно обойтись тремя смартфонами и одним роутером.

4. Ближе к делу. И что это даёт?

В общем случае теория может предсказать появление новых видов устройств и уход в небытие существующих (но это не совсем интересно широкому кругу людей). Более интересно её экономическое прикладное значение к существующим непростым реалиям.

Т.е. можно условно выдавать рецепты какой продукт купить и в течении какого срока он будет актуален. И конечно выбрать оптимальную стратегию траты (ну или экономии кому как) своих собственных как правило небольших средств.

5. Рецепты по решению проблем и цене вопросов

1. Мне нужен интернет, скайп и игры.

Тут всё просто при такой формулировке, человеку нужен телефон и приличный (с 5 GHz диапазоном) роутер от среднего производителя (в центре квартиры). Средний бюджет 25 тыс - это и средний современный смартфон, и неплохой роутер (даже можно с родительским контролем).

Данная конфигурация может достаточно долго радовать своего обладателя - минимум все время жизни и поддержки ОС смартфона. Максимум - физическая деградация отдельных компонентов. Т.е. от 5 до 10 лет.

Амортизация оборудования составит до 500 рублей / месяц.

2. У меня ребёнок (школьник) просит компьютер для игр и учёбы.

Тут всё немного сложнее. Во-первых компьютер для игр и для учёбы это разные компьютеры.

Компьютер для учебы в общем случае обойдётся в те же средние 25 тыс (классические системный блок, монитор, роутер с родительским контролем) с амортизацией в районе 250р / мес на 10 лет (за 10 лет требования к минимальному ПО для школьника - презентации, тексты, простые программные пакеты не изменится, он так же будет "тянуть" указанные программы).

Компьютер для игр в общем случае это в достаточной мере маркетинговая уловка чтобы вытрясти из покупателя неопределённое количество средств в условиях непосвящённости этого самого покупателя. Диапазон этого вида компьютеров может быть очень широк - от компьютера "чуть мощнее" чем для учёбы "с прицелом на апгрейд". До продажи избыточно мощного оборудования (пусть средние 100-150 т.р). На самом деле про апгрейд можно не сильно думать, т.к. он даёт ложную надежду что можно будет в любой момент обновить свой компьютер - это не так. А избыточно мощное оборудование это пылесос для вытягивания денег и с ним амортизация в 2 т.р / месяц это не предел (т.к. век игрового ПК короче чем у ПК для учёбы).

Но т.к. игры это важная часть современного мира, то здесь лучше брать настоящий игровой компьютер - игровую приставку (PS4, Xbox One либо следующее поколение). Они и дешевле и амортизируются медленней - те же самые 10 лет и 250 р/мес. Плюс есть родительской контроль над временем игры ребёнка на приставке.

3. У меня дома стало много потребителей интернета, всё тормозит.

В данной формулировке есть некоторое количество неизвестных, но как правило в основном потребители в большинстве своём беспроводные (смартфоны / планшеты / ноутбуки) и несколько проводных (общего доступа вроде ТВ).

Здесь рецепт комплексный.

Первое. Нужно расшить беспроводные и проводные решения. Для беспроводных сделать решение на базе роутеров Mesh в 5GHz диапазоне со служебным трафиком по кабелю (10-20 т.р), и основных потребителей с общим доступом общего - вывести на кабель через коммутатор (1-2 тыс рублей).

Второе это оптимизировать поток трафика. Т.е. вынести для хранения отдельное устройство, например NAS - простой сервер с объёмной дисковой системой (20 - 30 тыс). И скачивать из большого Интернета на NAS (сервер), а уже затем с него раздавать на домашних потребителей.

Т.е. такое решение будет 30-50 тыс, и при сроке службы в 10 лет будет амортизироваться со скоростью 250-400 р/мес.

Пока всё

Не знаю кто увидит эту заметку и насколько она кому покажется полезной - она скорее делалась для себя чтобы формализовать типовые проблемы и решения. Но если в друг такое случится (!) и кого то есть своя боль с домашней ИТ инфраструктурой можно ей поделиться и пока сидим в самоизоляции самообразуемся и решим :).