Хорошее кино замечательно тем, что его всегда трудно сравнивать. Вот как можно сказать однозначно, что лучше: "Крёстный отец" или "Апокалипсис сегодня"? Они просто разные и о разном. Общее у них только режиссёр - Фрэнсис Форд Коппола.
Тем не менее, о преимуществе одного фильма над другим настоящий продюсер судит прежде всего по прокатным ожиданиям. В случае с "Крёстным отцом" было всё просто: эпос о семействе итальянского мафиози любого заинтригует. А вот чем интересна история вьетнамского ветерана, странствующего по далекой реке Меконг в поисках какого-то полковника, возомнившего себя Бонапартом джунглей?
Вопрос неоднозначный, включая его тесную увязку с социальными последствиями вьетнамской войны для Америки. Может понравиться, а может и нет. В результате, режиссёр вынужден был положиться только на свою интуицию и вкус. Для съёмок "Апокалипсиса..." Коппола сам стал продюсером, да ещё взял огромный денежный кредит. При этом общая сумма расходов намного превысила смету и составила 32 миллиона долларов.
Но и это полбеды. Сложность для Копполы-режиссёра возникла в том месте, где, казалось бы всё должно было пройти гладко, особенно после успеха "Крёстного отца". Актеры, которых он открыл и с которыми сотрудничал на предыдущих картинах, наотрез отказывались подписываться под новый проект. Попросту говоря, не хотели сниматься. Всё поменялось лишь после того, как своё "да" сказал Марлон Брандо. Правда, добиться такой покладистости от актёра Коппола смог лишь благодаря деньгам, напомню, взятым в кредит.
Легендарный исполнитель роли Дона Корлеоне выторговал себе 1 миллион долларов в неделю и еще 11,5 % от прокатной прибыли фильма. Обычно в таких случаях говорят: без ножа зарезал. Но режиссёр, если помните, не отступил, снял фильм и даже получил неплохие доходы за прокат. Не зря говорят, смелость города берет, а трусость и бездарность сразу бежит в Минкульт и осваивает бюджетные средства.
Своеобразным бонусом за такую решимость для Копполы стали несколько номинаций на Оскар. И хотя главный, за режиссуру, так и не удалось завоевать, уступив фильму "Крамер против Крамера", два значимых всё-таки оказались в послужном списке "Апокалипсиса" - за операторскую работу и за звук.
Вот такой Голливуд и такие кинонюансы!