Скоро закончится первый учебный год моей дочери. И, сейчас у меня есть возможность проанализировать все плюсы и минусы процесса и системы (естественно, с позиции "родителя"). У меня имеется еще небольшой бонус в плане того, что я сама имею отношение к системе образования (что-то аналогично, узнаваемо, заменяемо).
Начну с того, что перед поступлением в лицей я ее водила на подготовку к школе. Там сразу дали понять, что при поступлении желательно читать и "много чего делать вместе с ребенком". С чтением у нее проблем не было, а с другим было похуже. Естественно я работаю и нагрузка у меня более ставки, поэтому уделять ей внимание при подготовке к урокам могу только в определенные часы.Уверена, я не одна такая.
По итогам тестирования, в лицее произвели деление по классам. Дочь попала в класс по известной программе "XXI век". Что хочу сказать о самой программе? Нравится нестандартный подход, внедрение поисковой деятельности. Немного пугает "своя логика" (пока мне недоступная) расстановки и освоения тем и упование на самостоятельность детей. Зная многих детей в возрасте 6-10 лет, точно могу сказать, что самостоятельностью (хотя бы в плане обучения) отличаются единицы. Чаще бывает, что родители контролируют домашние задания и даже оказывают помощь в процессе обучения. Программа идет в очень быстром темпе, каждая тема урока - новая. Происходят скачки от одного раздела к другому, иногда забегая далеко вперед (в такие периоды моя вообще "отключается" и перестает понимать суть предмета).
Поначалу я была просто в ужасе. Все мои познания в построении обучения, методов объяснения и пояснения просто терпели фиаско. Ситуация накалялась еще и тем, что днями я работала и вечерами настолько "включаться" было тяжеловато. Часть заданий они успевали делать в группе продленного дня, но потом еще были секции дополнительного образования (благо, я оставила только подвижные). В итоге, встречались мы с дочерью поздно вечером "выжитые, как лимоны" и в таком состоянии пытались постигать азы предметов. Первый месяц оказался адом. Связь с классным руководителем была только через электронную почту (задать вопросы можно было еще на родительских собраниях).
Но, время шло. Все друг к другу "притирались". Мои мысли тоже начали собираться в кучу. В этом плане моя дочь меня обогнала и вписалась в систему гораздо быстрее. Были даже ситуации, когда я оказывалась неправа, а ее познания верховодили над моими. В плане математики, мое обучение базировалась на других приемах, а им преподавали совсем по-иному. Предположив, что я способна этим только навредить, я самоустранилась из предмета, оставив лишь контроль над объемом выполняемого. Тем более, что схемы меня только угнетали, а резкий переход от сложения-вычитания к делению-умножению подгонял к состоянию паники. В изучении русского языка отметила для себя, что некоторые правила были более удачно прописаны нашей старой школьной программой. Ненавязчиво предложила дочери к рассмотрению оба варианта, и иногда она выбирала мой (главное - это правильно писать, и неважно, чем обосновывать написанное). Окружающий мир.....вот, этот предмет всколыхнул волосы на моей голове. Логику заданий усваиваю с трудом, а перед фантазийными феериями авторов "снимаю шляпу". Удивительно, но отношение ребенка к предмету так и не выяснила за год. Скорее, это безразличие и девиз "надо - так надо!" Надеюсь, дальше материал пойдет без истерических нот и подтекстов. Литературное чтение, музыка, физкультура, технология...долго писать про эти предметы не буду. Ей они все нравится, она с удовольствием выполняет все задания и, учитывая то, что с чтением, речью и памятью проблем у нее изначально не было, чтение она обожает. А, вот нечитающим детям пришлось бы очень тяжело, так как именно обучению времени почти не отводится. Программа предполагает, что дети уже читают, придя в лицей. Но в классе дочери было только несколько плохо читающих детей (а, нечитающих не было совсем), которые достаточно быстро стали догонять товарищей.
Сейчас все школы перешли на дистанционное обучение, поэтому, анализирую обучение до сего знаменательного процесса.
Если говорить о лицее в целом, то я довольна. За питание мы платим, но оно того стоит, т.к. дочь ест практически все там. Поборов никаких нет, учебники и учебные тетради выдаются в лицее. Родительский комитет собирает сугубо на канцелярию (мы покупаем сразу для всего класса), подарки и экскурсии. И, главное - дочери нравится там учиться. Надеюсь, так оно и будет!