В последнее время Белоруссия привлекает к себе все больше внимания. Уже то, что эта одна из немногих стран, где в настоящее время проводится чемпионат страны по футболу. Но и с точки зрения любителя железных дорог в Белоруссии есть много интересного. Посмотрим?
Поезда Белорусской железной дороги опознать довольно легко - синие вагоны с белой полосой и надписью посередине вагона БЧ - Беларуская чыгунка.
БЖД связана с железными дорогами сопредельных стран: Латвии (Latvijas dzelzceļš), Литвы (Lietuvos Geležinkeliai), Польши (Polskie Koleje Państwowe), России (Московская и Октябрьская железные дороги РЖД) и Украины (Юго-Западная и Львовская железные дороги УЗ).
Впервые постоянное железнодорожное сообщение было открыто 27 декабря 1862 года на участке Поречье — Гродно Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги.
По состоянию на 2018 год протяженность железнодорожных путей общего пользования составляла 5480 километров (из них 1228 электрофицированных).
Грузоперевозки
Большинство грузов, перевозимых железной дорогой, являются международными, более четверти — транзитными. Для грузоперевозок, в основном, используются электровозы БКГ1 и БКГ2, тепловозы М62 (2М62, 2М62У), 2ТЭ10М (У).
Пассажирские перевозки
По состоянию на конец 2018 года в инвентарном парке БЖД числилось 288 секций электропоездов и 145 секций дизель-поездов. Пассажирские перевозки осуществляются электропоездами ЭР9 и Stadler Flirt (ЭПг, ЭПр, ЭПм), а также дизель-поездами ДР1, ДДБ1, ДП1, ДП3. Цены на пригородные билеты являются одними из самых низких в Европе (после Украины и Молдовы), они в среднем в 4 раза ниже, чем в РФ и 8 раз ниже, чем в Германии.
Для движения пассажирских поездов чаще всего используются тепловозы ТЭП60 (практические выведены из эксплуатации), ТЭП70 и ТЭП70БС, электровозы ЧС4Т.
С 2011 года была введена новая классификация пассажирских перевозок:
- Международные линии;
- Коммерческие линии;
- Межрегиональные линии;
- Региональные линии;
- Городские линии.
Направления пригородных поездов Минского отделения:
- Брестское направление БЖД;
- Осиповичское направление БЖД;
- Молодечненское направление БЖД;
- Оршанское направление БЖД.
Перспективы развития Белорусской железной дороги, утверждённые в 2020 году, на период 2020-2025 г.:
- 15 новых электровозов серии БКГ;
- 29 вагонов (22 плацкартных, 6 купейных и 1 штабной);
- 3 дизель-поезда PESA ДП6;
- 2 электропоезда Stadler ЭПм.
Вагонное хозяйство
В состав вагонного хозяйства Белорусской железной дороги входит 12 вагонных депо и 2 промывочно-пропарочные станции:
- ВЧД-1 Минское вагонное депо;
- ВЧД-2 Рефрижераторное вагонное депо Молодечно;
- ВЧД-3 Оршанское вагонное депо;
- ВЧД-4 Барановичское вагонное депо;
- ВЧД-5 Волковысское вагонное депо;
- ВЧД-6 Вагонное депо Брест;
- ВЧД-7 Гомельское вагонное депо;
- ВЧД-8 Жлобинское вагонное депо;
- ВЧД-9 Осиповичское вагонное депо;
- ВЧД-10 Могилевское вагонное депо;
- ВЧД-11 Витебское вагонное депо;
- ВЧД-12 Полоцкое вагонное депо;
- Промывочно-пропарочная станция Барбаров;
- Новополоцкая промывочно-пропарочная станция.
Локомотивное хозяйство
На дороге 16 основных и четыре оборотных локомотивных депо, одно моторвагонное депо.
Основные локомотивные депо:
- ТЧ-1 Минск-Сортировочный (ЧС4Т, ТЭП70, ТЭП70БС, М62, ДМ62, 2М62, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э, ТГК2, ТМЭ1, ТМЭ2, ТМЭ3, ДП3. Ранее ТЭП60, 2ТЭП60);
- ТЧ-2 Молодечно (М62, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ТГК2);
- ТЧ-3 Барановичи (ВЛ80С, БКГ1, ДР1А, ДР1Б, ЭР9Е, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ТМЭ1, ТГМ3, ТЭМ2УМ, ТГМ23Д. Ранее также М62, ДР1, ДР1П, ВЛ80К, ТЭ3);
- ТЧ-4 Лунинец (М62, 2М62, 2М62У, ДМ62, ЧМЭ3, ТМЭ1, ТГМ23В. Ранее ТГМ4);
- ТЧ-5 Лида (М62, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, МДП, ТГМ23Б, ТГК2, ТМЭ3. Ранее ЧМЭ3Э);
- ТЧ-6 Волковыск (М62, 2М62, 2М62У, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э, ТГК2);
- ТЧ-7 Брест (М62, 2М62, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ДР1А, МДП, ТМЭ3. Ранее ТГК2 и ДР1П);
- ТЧ-8 Гомель (М62, 2ТЭ10У, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э, ТМЭ3 , ТГК2, ДР1А, ДР1Б, ЭР9Е. Ранее ТГМ6В и ДР1П);
- ТЧ-10 Жлобин (М62, ЧМЭ3);
- ТЧ-11 Калинковичи (М62, 2М62, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ТМЭ1, ТМЭ3, ДП1);
- ТЧ-12 Могилёв (М62, 2М62, 2М62У, ТГМ4, ТГМ4А, ТГМ4Б, ТГМ23Д, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ДРБ1 , ДП1, ДП3);
- ТЧ-13 Осиповичи (М62, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ТГМ4, ТМЭ3);
- ТЧ-14 Кричев (ЧМЭ3);
- ТЧ-15 Орша (ТЭП70, М62, 2М62, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, МДП, ДРБ1. Ранее ДР1П, ДР1А, ТЭП60);
- ТЧ-16 Витебск ( 2ТЭ10М, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э, ТМЭ1, Ранее ТЭП60);
- ТЧ-17 Полоцк (М62, 2М62, 2М62У, ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ДДБ1).
Оборотные локомотивные депо:
- ТД-1 Бобруйск;
- ТД-2 Гродно;
- ТД-3 Крулевщизна;
- ТД-4 Слуцк.
Моторвагонное депо: ТЧ-9 Минск-Северный (ЭР9М, ЭР9Е, ЭР9Т, ЭПг, ЭПр, ЭПм, ЧМЭ3, ТМЭ3).