Каждый человек имеет определенные страдания. Люди, которые начинают изучать Буддизм и начинают практиковать, думают, что если они достигнут просветления они не будут больше страдать. Но это заблуждение. Если вы занимаетесь буддизмом чтобы перестать страдать и обрести вечное счастье - не занимайтесь буддизмом. У вас ничего не получится.
Возьмем Будду. Будучи просветленным человеком, он всеже страдал. Когда долго не спал, он страдал. Если он долго читал лекции и не ел – он страдал. Если Будда покушал и попил, он захотел в туалет – это тоже страдания. Когда Будда много сидел и медитировал без движения, он тоже чувствовал боль в теле. Когда он ходил под солнцем – он ощущал жару. Не думайте, что просветление это состояние, в котором нет страдания. Физические страдания человека всегда будут. Даже если человек достиг просветления, у него все равно будут физические страдания.
Иисус Христос, представитель Бога, когда тащил крест в горах – он чувствовал боль. Когда в него кидали камни – он чувствовал боль. Также как и вы чувствуете боль. Мы чувствуем одинаковую боль. Полного отказа от боли и физических страданий не бывает. И это не является целью буддизма. В чем же смысл?
Когда ученики Будды были невоспитанные, Будда разозлился. Но когда он злился, он знал – я злюсь. Когда у него были хорошие ученики, внимательно слушали, очень тихо ходили, все делали хорошо, Будда улыбался и получал удовольствие. В такие моменты он знал – я получаю удовольствие. Когда мы встречаемся с неприятными людьми – мы получаем страдания. Когда мы встречаемся с хорошими людьми – мы получаем удовольствие. Не думайте, что состояние просветления – это состояние когда всегда хорошо. Просветление – это осознание, что тебе плохо, когда тебе плохо. Осознание, что тебе хорошо, когда тебе хорошо. Осознание, когда ни хорошо, ни плохо – что ни хорошо, ни плохо, никак. Когда вы думаете что у меня все хорошо, когда плохо – это плохо. Когда вы думаете что у меня все плохо, когда все хорошо - это плохо. Когда состояние ни хорошо ни плохо а вы думаете у меня все очень плохо или очень хорошо – это плохо. Самое главное не иметь привязанности к состоянию хорошо или плохо. Главное – понимать что с тобой сейчас, в данный конкретный момент. Но полностью отказаться от состояния хорошо или плохо у вас никогда не получится. Погоня за этой целью приведет к еще большим страданиям. Надо правильно понимать концепцию Буддизма.
Мне плохо – пойду пить водку. На утро – плохо опять. Утром проснулся – жена ругает. «Где деньги? Почему посуда не мыта? Почему ты спишь, не идешь работать? Надо отправить детей в садик! Надо отправить детей в школу! Надо сходить в магазин!». Начальник тоже ругает. Снова и снова плохо. Так человек думает, что состояние «плохо» продолжается бесконечно. Когда плохо – надо знать что плохо. Когда хорошо – надо знать что хорошо. Когда ни хорошо, ни плохо – знать что ни хорошо, ни плохо. Знайте, что любое состояние – временно! Мне хорошо сейчас – тоже временно. Мне плохо сейчас – тоже временно. Не бывает что хорошо это всегда хорошо, а плохо это всегда плохо, ни хорошо, ни плохо это всегда никак и всегда будет так.
Главный закон в Буддизме – закон непостоянства и перемен. Мы находимся в мире постоянных перемен. Хорошо-плохо-хорошо-никак- хорошо-хорошо-хорошо-хорошо-потом плохо-потом никак-потом плохо-плохо-плохо-плохо – потом опять хорошо- а потом опять никак-потом хорошо-плохо-плохо. Все постоянно меняется!
Состояние что всегда хорошо – это не буддийская философия. Состояние всегда плохо – это не буддийская концепция. Мы с товарищем ходили в одно место, не буду называть какое. Думаю вы догадаетесь. Мне было в тот момент хорошо. Я стоял и улыбался. Товарищ, с которым мы ходили, сказал, что здесь улыбаться нельзя. Что это духовное место. «А почему?», - я спросил. «Потому что надо показать, что ты чувствуешь, понимаешь, сколько он страдал ради человечества!». А я так не могу. Страдать когда мне хорошо. Я пошел в кафе. Пил чай. Думал про то, что мне сказали, что нельзя улыбаться и радоваться, когда смотришь на изображение человека, который страдал. Странная концепция.
Настоящее счастье и настоящее страдание по буддийской философии не бывает. Страдания и счастья в мире нет. Есть наша привычка – мы ищем счастья. А что такое счастье? Вкусная еда, хорошая одежда, красивое жилье, витамины, хороший телефон, машина, хорошие предметы, которые мы можем приобрести. Люди думают, что обладать чем-то – это состояние счастья. А Будда говорит – нет. Смотри, сколько у тебя страданий, чтобы получить свое счастье – смартфон. У тебя 29 тысяч зарплата. Не можешь купить смартфон нормальный. Ты ходил несколько месяцев на работу с утра до вечера, 4 месяца копил, купил смартфон – новый, красивый, очень тонкий. Вот твое счастье. А потом уронил и разбился экран. Надо менять стекло. Еще 5 тысяч надо заплатить. Такое счастье становится страданием в любой момент. Ты купил айфон 5, а через полтора года айфон 6, потом айфон 7, а потом еще вышел айфон 10. Такое счастье приносит много новых страданий. Поэтому я не буду покупать новый телефон последней модели.
Когда я был маленький, я просил: «Мама, купи телевизор». А моя мама говорила: «Сынок, не переживай, через 5 лет мы купим этот телевизор намного дешевле. Концепция такая – сейчас новые вещи, новые товары, новые предметы – через какое-то время все равно становятся старым.
Если вы хотите понимать что такое буддийская философия, то постарайтесь понять основной принцип: страданий и счастья нет.
Посмотрите, какое у вас счастье?
Познакомиться с девушкой. Сегодня я стоял у университета. Моя студентка пришла. «Вы такой симпатичный преподаватель, вы не хотите выйти из монашества? Я скоро закончу университет». Я говорю: «Спасибо большое». Сейчас у нее фантазия, что я симпатичный преподаватель, лысый мужик в юбке, интересный. А через какое-то время, если мы попробуем, будем жить вместе, через 2 месяца скажет – ты самый противный муж. Это шутка. Просто пример. Чтобы вы поняли.
Даже настоящая любовь все равно ненастоящая. Даже если настоящая любовь – вы не будете вместе всегда. Кто-то умрет раньше кто-то позже. Поэтому не надо гнаться за вечным счастьем, все не вечно. Надо осознавать где и кто вы сейчас.
Я хочу сказать, мы ищем счастья, и мы не любим страдания. Но что такое жизнь мы понимаем обычно через страдание, не через счастье. Что Иисус Христос сказал, мы поняли, только когда у нас появились страдания физически и ментально. Когда ментальные страдания – мы идем в церковь, когда у нас психологические и физические болезни – мы читаем Библию, когда нехватает духовного воспитания – мы пойдем в буддийский храм. Мы ищем духовной жизни, когда нам плохо. Но еще раз – состояния плохо это не всегда плохо.
Если вы хотите понимать что такое жизнь, и что такое настоящее счастье, вы будете искать счастье и никогда до конца жизни вы не узнаете, где счастье. Потому что настоящее счастье не бывает. Вкусная еда – это счастье? Нет. Шубы дорогие – это настоящее счастье? Нет. Каждый год я ходил в магазин, покупал обувь, магазин «Идеальная пара». Через год – надо новую обувь. Уже не идеальная пара. Вещи – это не счастье. Поэтому Будда говорил: "Нет счастья и нет страдания. Все временно".
Я желаю вам счастья
долголетия
благополучия
и просветления 🙏