Найти тему
Виталий Калгин

Игорь Борисов о "КИНО"

Оглавление

Интервью Игоря Борисова

(интервью: Владимир ЗАЙЦЕВ "Северная правда_ Деловое обозрение", 12 августа 2010г. сокращенная версия: АФИША, №14 август 2010 год)

фото из архива И. Борисова
фото из архива И. Борисова

- Игорь, как случилось, что вы стали гитаристом группы «КИНО»?


- Закончив 10 класс в Германии, вернулся в родной Питер. Поступил в институт. Это был 1983 год, неуютный и СССеРый. Поскольку я любил музыку и серьезно ею занимался, то, конечно же, быстро со всеми перезнакомился. В центре Питера, на Загородном проспекте была мастерская художника Андрея Медведева (сейчас он профессор Новой Академии). У него в те стародавние времена собирались интересные юноши и девушки. Слушали музыку, разумеется, беседовали, выпивали. Там были все – художники, галеристы, музыканты, режиссеры, будущие продюсеры. Вот в этом мастерской я и познакомился сначала с Георгием Каспаряном, а позже с Виктором. А когда начались концерты «Поп-Механики» Сергея Курехина, мы вместе стали музицировать на сцене в составе гитарной секции.
Через некоторое время Виктор пригласил меня в «КИНО» в качестве концертного гитариста.

- Да, тогда еще в интервью журналу «Рокси» на вопрос, «Зачем в группу был приглашен Игорь Борисов»? Цой ответил: «Подружились просто»…


- Насколько группе был необходим гитарист, могу только предположить. Виктор был органичен на сцене, у него идеальная пластика. Да и концертный плэй-лист до выхода «Группы Крови» включал в себя больше романтических песен, чем самурайской героики. Наверное, гитара мешала Виктору двигаться на сцене. Поэтому в этом плане я его и заменил.

фото из архива И. Борисова
фото из архива И. Борисова

- Какой период вы были в составе группы?


- Около года плотного гастрольного графика (85 – 86 годы). Началось все с премьеры фильма «Асса» в Москве. Соловьев запланировал целую серию концертов: «Аквариум», «Звуки Му», «КИНО». Мы открывали это «мероприятие». Чудесное было время. Звук был не очень. Энтузиазм – велик. Потом был концерт в Сочи. И так далее.

- Судя по написанным песням, Виктор был весь в себе, не любил отрываться перед людьми. Наверное, Цой был тяжелый человеком?


- До, а тем более после выхода фильма «Игла», Виктора стали узнавать на улицах Питера. Невозможно было спокойно пройти и 15-ти минут, популярность была неимоверная. Естественно, это утомляет. Возможно, потому и казалось со стороны, что Виктор – человек замкнутый. Но это скорее была внутренняя эмоциональная защита, чем черта характера. Непременной чертой талантливого человека является наличие чувства юмора. А у Виктора оно было отличным. В группе был огромный набор шуток. Понятный только посвященным. Никакой мрачности и тяжести не было в общении. Да, собственно и в песнях Виктора Робертовича – немало скрытой иронии.

- В 1985-86 годах «КИНО» только становилось популярным. Не было ли на концертах с Вашим участием милицейских произволов?


- Знаете, группа «КИНО» была популярной с момента своего первого выхода на сцену. Остальное – только рост масштабов популярности. А поскольку у рокеров был свой самодостаточный и замкнутый мир, то с действительностью мы не пересекались и не конфликтовали. Думаю, что каким-то милицейским юнитам не было дела до группы «КИНО». На концертах с моим участием никаких произволов точно не было.

фото из архива И. Борисова
фото из архива И. Борисова

- А когда играли в «КИНО» мысли, что это та самая группа, которая «порвет» отечественную рок-сцену не проскальзывали?


- Ну, разумеется, не секунды не проходило, чтобы не подумал: «Когда же группа станет легендой отечественной сцены?» Уснуть не мог, как эта мысль возбуждала. (Громко смеется). Да никто так не думал! Все итак знали себе цену и шли по своему пути с высоко поднятой головой. Молодые, красивые, талантливые. Смотрите, Георгий Гурьянов (ударные) – отличный художник. Его работы стоят огромных денег. Коллекционеры в очереди стоят за его картинами. У него самая огромная в России коллекция виниловых пластинок. Георгий Каспарян успешно играет в «Ю-Питере», занимается восточными единоборствами, объездил весь мир. Игорь Тихомиров владеет студией звукозаписи, в которой записываются многие отечественные рок-музыканты.

- Расскажите нашим читателям о своем самом ярком впечатлении, во времена Вашей игры в «КИНО».


- Один раз перед концертом мы так плотно поужинали в китайском ресторане, что песню «Транквилизатор», и без того достаточно медитативно-ритмичную, сыграли в 2 раза медленнее. Было очень смешно.

фото из архива И. Борисова
фото из архива И. Борисова

- Вам не кажется, что у Цоя довольно рано все случилось: и женитьба, и рождение ребенка, и творческий подъем, и успех. А это на каком-то метафизическом уровне определили его судьбу – Цой сгорел, как спичка?


- Думаю, выражение «сгорел, как спичка» не совсем корректно по отношению к такому масштабному культурному явлению, как Виктор Цой. Так что мне кажется, что все пришло к Виктору, когда нужно. И не случись этой трагедии, все шло бы только по восходящей. Мы тут собирались компанией у Гурьянова на дне рождении Виктора, вспоминали, рассуждали «А что если бы»?.. Ведь мало кто знает, что незадолго до гибели Виктор летал в Японию на переговоры с «Sony Music». Речь шла о выпуске нескольких альбомов и гигантских гонорарах, аренде студии и прочих важных вещах. Так что планы были, и было их громадье!

- Сейчас, по прошествии лет, как вы смотрите на прожитые тогда дни? Были ли они действительно счастливыми и важными для Вашей жизни?


- Разумеется и «важными» и «счастливыми». Мне же было чуть больше 20-ти. Представляете, как остро все воспринималось, и как безмятежно-весело все проходило. Приятно оставить след в юности.

- С момента гибели Цоя прошло уже 20 лет. Сменились несколько поколений поклонников «КИНО». Истеричный фанатизм сменился устойчивым уважением. Как считаете, сколько еще времени отведено творчеству Виктора Робертовича?


- Рискну предположить, что все уже в «бронзе». И место свое группа «КИНО» на музыкальном Олимпе заняла навечно. Разумеется, такой жанр, как рок-музыка, всегда требует свежей крови, и на пьедесталах здесь не задерживаются надолго. Остаться в памяти не только меломанов, но и очаровывать своим творчеством все новые поколения слушателей, удел немногих групп. «КИНО» в этом ряду.

- Как относитесь к тому, что многие начинающие группы используют бесценный материал группы «КИНО»? Даже клубные ди-джеи делают танцевальные ремиксы.


- Да никак не отношусь. На Западе огромное количество caver-групп играющих, и даже выглядящих так же, как кумиры. Это совершенно нормальное явление. Играют, и пусть играют. Этой зимой даже Каспарян в Москве играл с молодыми ребятами песни «КИНО». Народу было очень много. Что касается ди-джеев, то ремикс стоит делать только в одном случае – если это раскроет композицию в ином ключе. Но пока мало у кого выходит, я слышал много ремиксов на песни «КИНО», но увы… Есть только один человек, у которого получается делать ремиксы на «КИНО», и только он имеет доступ к студийным материалам группы – это Игорь Вдовин...

фото из архива И. Борисова
фото из архива И. Борисова

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!!

Фестиваль искусств «25 лет спустя» или снова Николина Гора

"На концерте Цоя в Туле были овации!"

Цой и Кинчев. Была ли дружба между лидерами "КИНО и "Алисы"?