Найти тему
Архетип счастья

"Провинциальная мадонна" - необычный российский сериал

Много хороших отзывов я слышал о мини-сериале "Провинциальная мадонна".

Почитал аннотацию - вроде бы типичная мелодрама для домохозяек на телеканале "Россия". Мелодрамы на "России", как известно, строятся по стандартной схеме: скромная сельская девушка приезжает в Москву, устраивается на работу в богатый дом, вскоре её несправедливо обвиняют в краже драгоценностей, три года она сидит в тюрьме, а после того как выходит - на ней сразу женится добрый красивый бизнесмен. Всё.

И здесь на первый взгляд примерно тот же уровень: скромная деревенская девушка Надя

Надя
Надя

любила хорошего парня Сергея.

Сергей
Сергей

Сергей с Надей случайно переспал один раз, потом уехал в город, а она осталась одна с дитём.

Это неинтересно. Интересны два второстепенных героя. Именно они добавляют вроде бы обычному фильму НОВОЕ измерение и позволяют сравнить его с "Игрой престолов".

Итак. Уехавший в город Сергей знакомится с парикмахершей Лилей, и между ними вспыхивает страсть.

Лиля
Лиля

Лиля - милая, мягкая, добрая девушка. И даже первая учительница Сергея, женщина ПОЖИВШАЯ и разбирающаяся в людях, говорит Сергею: "Да, я Лилю знаю с детства, она ОЧЕНЬ хорошая". То есть Лиля СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ добрячка, а не волк в маске овцы, в данном случае это принципиально важно.

Лиля
Лиля

Лиля устраивает Сергея на хорошую работу, берёт в свою уютную квартиру жить, без скандалов отпускает каждые выходные в деревню к ребёнку (не к Надиному, а к другому, которого Сергей сделал в раннем необдуманном браке), делает Сергея партнером в своем бизнесе.
В общем, ИДЕАЛЬНАЯ женщина Лиля абсолютно ИСКРЕННЕ питает к Сергею глубокие сильные чувства.

Потом родная деревня Сергея внезапно СГОРАЕТ. Жители остаются без крова. И Сергей привозит с собой в квартиру Лили:
1) своего старшего ребенка
2) Надю
3) ребёнка Нади (то бишь СВОЕГО ребенка - о чем Лиля НЕ знает).
ТРЁХ человек.
Лиля и на это реагирует спокойно, сочувственно и душевно, обращается с детьми как с родными, тетешкает их и холит.

Но когда через некоторое время всплывает инфа, что ребёнок Нади - ОТ СЕРГЕЯ, выясняется, что Лиля всё же не железная.

Разрешать жить в своей квартире бывшей бабе своего мужа вместе с её ребёнком (от этого мужа!) - это реально ПЕРЕБОР даже для самой доброй женщины.

Поэтому Лиля втайне от Сергея просит Надю тихонько съехать (причем съехать опять же не на ближайшую помойку, а в дом дальней Лилиной родственницы).

Теперь переходим к Борису.

* * *

Переехавшая к Лилиной родственнице Надя знакомится с местным бизнесменом - Борисом.

Борис - добрейшей души человек, высокие человеческие качества которого вызывают уважение у жителей всего коттеджного поселка. Т.е. Борис тоже СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ добряк, а не просто притворяется.

Борис
Борис

Борис ВЛЮБЛЯЕТСЯ в Надю, берет замуж и, понимая, что Надя тонкая натура, даже не спит с ней, ждет, когда она сама захочет. А к её ребенку относится как к своему и даже лучше.

В общем, не буду грузить подробностями, но здесь происходит АБСОЛЮТНО та же история, что и с Лилей: Борис ведёт себя идеально, смиренно принимая те трудности, от которых скопытились бы 99% людей, но когда Надя (которая продолжает сохнуть по Сергею) создает ему совсем уж запредельно НЕВЫНОСИМЫЕ проблемы, он всё же срывается.

* * *

В финале происходит раздача слонов:
Когда выясняется, что Лиля попросила Надю уехать, Сергей обзывает Лилю стервой и змеёй подколодной и уходит от неё.
Когда выясняется, что Борис знал, что Сергей ищет Надю, но не говорил ей, она обличает его как подонка и сдаёт налоговикам.
Лиля и Борис с позором скрываются за горизонтом, режиссеру и зрителям их не жалко.

Ну вот.

Не знаю как вы, а я не припомню, чтобы где-то видел такую схему: хорошему человеку (в данном случае Лиле, а затем Борису) навешивают на шею одно испытание за другим, потом ещё и ещё.
И ещё.
И ЕЩЁ.

И когда шея несчастного уже ХРУСТИТ и ломается от тонны проблем, и он не выдерживает и наконец-то робко начинает защищать свои интересы, сценарист торжествующе вскакивает и вопит: "Вот подонок, мы так и знали, что ты не ангел!"

И опозоренный персонаж растворяется как дым, без малейшей возможности оправдаться.

Таких смелых игр с моралью не было даже в "Игре престолов". Там были и амбивалентные персонажи, не злые и не добрые, которые действуют по обстоятельствам.
Там были и злодеи, которые могли сделать что-то хорошее.
Там были и добрые люди, которые делали что-то плохое, но потом им всё равно давали возможность оправдаться в глазах зрителя.

Но вот чтобы РЕАЛЬНО доброго человека доводить до бешенства и потом под улюлюканье и свист выгонять с телеэкрана, не дав ни малейшего шанса восстановить репутацию, - такого в кино НИКОГДА еще не было.

Видимо, благодаря этой ИЗЮМИНКЕ "Провинциальная мадонна" и произвела такой фурор.

Может, большинство зрителей не понимают таких тонкостей, но подсознательно всё же их чувствуют, поэтому "Провинциальная мадонна" всех так и зацепила.