Найти тему
Колхоз имени Октября

Что делать , если трактор застрял в плотном снегу

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

До службы в армии я успел полгода поработать трактористом на ДТ-75. До этого я всегда считал, что гусеничный трактор – это высокопроходимая техника и его очень трудно «засадить», тем более в снегу с лопатой. Почти сразу же понял, что очень заблудился в проходимых качествах ДТ-75. Еще во время осенней пахоты я несколько раз зарывался «по уши» во время разворотов в солончаковых низинах, но тогда мне помогали выехать, зацепив тросом другие трактора, да и мне в свою очередь так же приходилось вытягивать застрявших товарищей.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

С началом зимы пришлось оборудовать трактор бульдозерной лопатой и заниматься прокладкой дорог к стогам сена в поле, чтобы колесные трактора без проблем могли проехать к ним для погрузки кормов. Кажется, что такого сделать дорогу по полю, опустил лопату и греби не спеша. Но дело в том, что если ее бросить на «плавающий» режим, она начинает втыкаться в промерзшие неровности, приходится постоянно приподнимать и снова бросать на «плавающий» режим, маета одна.

Пробовал зафиксировать лопату, приподняв ее сантиметров на десять от земли и вроде бы дело пошло. Но стоило качнуться трактору на неровностях и все, прогребенный след пошел скачками. В общем, пришлось приноравливаться. Но так как в основном дороги прогребал прямо по убранным полям напрямую к стогам снега, то естественно мог упомнить весь рельеф поля, а местами встречались неширокие овражки и промоины, которые задуло снегом и сравняло с полем.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

И вот, как- то уже в конце рабочего дня, ехал, опустив зафиксированную лопату к видневшимся невдалеке стогам, трактор почти не качало, и разграбленный проезд получался довольно ровным. Неожиданно трактор осел вначале на одну гусеницу и сразу же на другую. Получилась ситуация, когда гусеницы, провернувшись, выбросили из под себя снег и трактор плотно сидел на «брюхе».

В наше время просто взял бы и позвонил, чтобы вытащили из ловушки, но в восьмидесятые годы сотовый телефон был фантастикой. Оставалось два варианта, или пешочком за три километра идти за помощью, или попытаться самому как то выбраться, осадив трактор до плотной земли. Хотя и возил с собой лопатку, чтобы очищать от снега трактор перед тем, как заехать в гараж, толку от нее было мало.

Измерял глубину снега черешком лопаты, трактор повис, в каких- то трех сантиметрах от земли. Подъем опускания лопаты ни чего не дали, трактор не мог продавить плотный снег. И тут я вспомнил рассказ одного старого тракториста , как он выехал в аналогичной ситуации, только из грязи. Топор всегда возил с собой на всякий случай, нарубить черенков к домашнему инвентарю. В общем, проваливаясь в снег, я добрел до ближайшего березняка и срубил толстую жердь, метра три длины.

Дотащил жердину до трактора и, очистив заднею часть трактора, сколько мог, попытался привязать толстой проволокой к тракам гусеницы. Проволоку давно собирался отвязать от навески, я ее использовал для шплинтования пальцев гусеницы и вот сейчас пригодилась. Включив заднею скорость, потихоньку стал проворачивать гусеницы вместе с бревном, когда трактор стал приподниматься и двигаться назад, понял, что выберусь сам, и не придется в сумерках идти за подмогой.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Первый опыт работы на тракторе не прошел даром, я научился заранее сопоставлять возможности трактора, степень его проходимости и главное анализировать ситуацию, чтобы реже попадать в подобные ловушки. Совершенно справедливой оказалась поговорка , что не зная броду – не суйся в воду».