Найти тему
Алексей Базюк

Кино на грани или шедевры, нарувшие запрет.

Случалось ли Вам, лицезреть какой-нибудь несомненный шедевр , в особенности если он снят в 70-ых, и поймать себя на мысли, а могло ли такое кино выйти на экран сейчас, без цензурных ножниц. Я к тому , что мораль нашего общества, претерпела порядочные изменения и несомненные шедевры прошлого, сними их режиссеры в нынешнее время, лишились бы многих, важных сцен. Не то что бы их вырезали, просто современным кинодельцам не пришло бы в голову подобное экранизировать. Вспомните пикантную постельную зарисовку , где молодые безбашенные Депардье и Де Ниро щеголяют причинными местами в "20 веке" Бертолуччи . Узреть такое сейчас с топовыми артистами вряд ли возможно. Наше общество стало заметно консервативнее и маятник общественного вкуса неспешно ушел в направление Викторианской морали , несмотря на гаджеты, сникерсы и прочую технологическую муть. Я сделал небольшую подборку "спорных" сцен из заметных фильмов 70-ых, способных вызвать недоумение у современного зрителя и в особенности у закостенелых моралистов.

Алиса в городах.(1973) Вим Вендерс.

Мой любимый "экзистенциальный" фильм "про фотографов", который наравне с "Фотоувеличением", я частенько пересматриваю ... Филипп -беспечный идеалист бродяга, с поляроидом колесит по Германии в компании с едва знакомой девочкой Алисой.

Они ведут философские беседы, перед глазами зрителя "маячит" винтажная пленочная Германия. Девочки лет девять, она не по годам рассудительна , а Филипп напротив временами наивен, как дитя. Межу ними возникает некое душевное равновесие и режиссер Вендерс это элегантно демонстрирует . -"Я хочу тебя сфотографировать, что бы ты знал как выглядишь." -говорит Алиса и на сделанном снимке проступает двойная экспозиция - лицо девочки и лицо Филиппа объединены.

-2

Причина , по которой они оказались вместе -проста, мама Алисы доверила ему , по сути первому встречному свою дочь, и банально исчезла и теперь они заняты поисками ее родственников . Замечательных картин про компанию девочки-сорванца и непутевого дяди -незнакомца хватает, это и всем известный "Леон", и испанский "Дух улья"(который я всем настоятельно рекомендую), а также , в схожей тематике, отличный рассказ Сэлинджера "Дорогой Эсме...". И вот одна сцена в "Алисе", может показаться довольно спорной современному зрителю. И вот о чем я - Филипп принимает ванну и к нему входит Алиса. Алиса водружается на высокую конструкцию и болтая ногами, загадочно общается с голым Филиппом , находящемся в метре, в полупрозрачной воде ". Алиса смотрит сверху, а Филипп снизу на нее. И между ними происходит странный диалог "про страх, холод, спички". "Что ты боишься"-вопрашивает Алиса...

-3

Сцена безобидно и корректно снята и не оскорбительна для моралистов всех уровней, но все же многозначительность и сложность ее лежит на поверхности. этакая неприкрытая "набоковщина". Я не берусь ее подробно судить и анализировать, лишь рекомендую всем для просмотра это "неспешное " "road movie" от Вендерса

2. Старое ружье(1976). режиссер Роберто Энрико

Фильм знаменит прежде всего шокирующим эпизодом с огнеметом (сравнимое по воздействию с "Иди и смотри".

-4

Главный герой- интеллигентный врач, средних лет, приезжает в деревню, навестить семью , жену и дочь, и застает геноцид местных жителей -все жители жестоко убиты карателями СС... Отец встает на путь мщения... В начале фильме есть демонстрация любви и нежности отца к дочери и жене. Она происходит в ванной комнате - купание ребенка . Девочки лет двенадцать и папа и мама принимают в этом процессе участие. Смею предположить, что сегодняшние киноделы, применили бы другие выразительные средства, взамен столь нежной и деликатной сцены...

3. "Черная луна". Режиссер Луи Маль

У Маля есть , почти хичкоковский сапсенс "Лифт на эшафот", фильм широко известен и знаменит, предтеча "Новой французской волны"... И потому довольно странно выглядит его поздняя работа "Черная луна", сюрреалистическое повествование о странствиях девочки подростка. Единороги, муравьи, воины в противогазах...

-5
-6
-7

И голые дети. Появляются они многократно и видимо , связаны со снами героини или с мифологией. Как фурии они преследую девочку... Естественно вообразить такое в нынешнем современном кино невозможно.

P.S. Едва я закончил правки текста и решил отвлечься просмотром "Петровы в гриппе", как тотчас узрел в сей картине опровержение всех моих выше написанных слов, о том что современное кино , слишком "прибито" моралью. Что ж ждем официальную премьеру произведения г-на Серебренникова.