Идеология в фильме прежде всего! А если режиссер демонстрировал государственной комиссии комедию, то в ней не должно было быть и полунамека на недостатки режима. Столь подневольное отношение к авторам рождало противодействие: часто в отместку создатели вставляли в свои фильмы "пасхалки" - то есть незаметно подкалывали режим, высмеивали идеологию и саму цензуру.
Молоко Ленина
Вдоволь намучившись с прохождением цензуры "Кавказской пленницы" (претензий к фильму было много), Леонид Гайдай решил вставить кадр, где актер Моргунов пьет молоко. Казалось бы - что здесь криминального?
Однако цензоры раскусили план Гайдая. Ведь эта была прямая отсылка к Владимиру Ленину, который согласно идеологической легенде, писал секретные письма молоком. Сцену пришлось убрать.
Какой матери?
В эпизоде "Напарник" из "Приключений Шурика" прораб гордо объясняет хулигану Феде, что его строительно-монтажное управление уже построило столько этажей, что суммарно они будут в три раза выше чем "Нотр дам де пари", что в переводе означает "Собор Парижской Богоматери". На что Федя недоуменно переспрашивает: "Какой-какой матери?"
Здесь идет саркастическая отсылка сразу к двум характерным явлениям советской эпохи. С одной стороны идеология заявляла: "Религия - опиум для народа!" (А когда обществу что-то отчаянно навязывают, в умах художников возникает протест и желание высмеять чересчур навязчивую пропаганду.) А с другой стороны - те партийные работники, которые на собраниях растаптывали религию по чем зря, втайне крестились и венчались. Эти две тенденции и обыграл Леонид Гайдай.
В разговоре с пролетарием прораб восторженно упоминает бога, затем резко и пристыженно обрывает посыл, вспоминая, что в Советском союзе религии нет. Такова метафора.
Партийный билет
В музыкальной комедии "Чиполлино" 1973 года присутствовал смешной персонаж - "Агент ноль-ноль-ноль-ноль-ноль". Это была своеобразная отсылка к американскому Джеймсу Бонду (агенту ноль-ноль-семь). Однако после звонка "сверху" режиссеру Тамаре Лисициан пришлось в срочном порядке убрать персонажа из картины. Тогда причину не объяснили.
При подготовке статьи использовались материалы книги из серии "Когда великие шутят" Л. Мягковой