Найти в Дзене
Тёткин ящик

Три неизвестные подколки советской кино-цензуры (одна случайная)

Оглавление

Идеология в фильме прежде всего! А если режиссер демонстрировал государственной комиссии комедию, то в ней не должно было быть и полунамека на недостатки режима. Столь подневольное отношение к авторам рождало противодействие: часто в отместку создатели вставляли в свои фильмы "пасхалки" - то есть незаметно подкалывали режим, высмеивали идеологию и саму цензуру.

Молоко Ленина

Вдоволь намучившись с прохождением цензуры "Кавказской пленницы" (претензий к фильму было много), Леонид Гайдай решил вставить кадр, где актер Моргунов пьет молоко. Казалось бы - что здесь криминального?

Однако цензоры раскусили план Гайдая. Ведь эта была прямая отсылка к Владимиру Ленину, который согласно идеологической легенде, писал секретные письма молоком. Сцену пришлось убрать.

Какой матери?

В эпизоде "Напарник" из "Приключений Шурика" прораб гордо объясняет хулигану Феде, что его строительно-монтажное управление уже построило столько этажей, что суммарно они будут в три раза выше чем "Нотр дам де пари", что в переводе означает "Собор Парижской Богоматери". На что Федя недоуменно переспрашивает: "Какой-какой матери?"

"Бого матери", - отвечает прораб и смущенно тупит взгляд. Фото: http://youtube.com/
"Бого матери", - отвечает прораб и смущенно тупит взгляд. Фото: http://youtube.com/

Здесь идет саркастическая отсылка сразу к двум характерным явлениям советской эпохи. С одной стороны идеология заявляла: "Религия - опиум для народа!" (А когда обществу что-то отчаянно навязывают, в умах художников возникает протест и желание высмеять чересчур навязчивую пропаганду.) А с другой стороны - те партийные работники, которые на собраниях растаптывали религию по чем зря, втайне крестились и венчались. Эти две тенденции и обыграл Леонид Гайдай.

В разговоре с пролетарием прораб восторженно упоминает бога, затем резко и пристыженно обрывает посыл, вспоминая, что в Советском союзе религии нет. Такова метафора.

Партийный билет

В музыкальной комедии "Чиполлино" 1973 года присутствовал смешной персонаж - "Агент ноль-ноль-ноль-ноль-ноль". Это была своеобразная отсылка к американскому Джеймсу Бонду (агенту ноль-ноль-семь). Однако после звонка "сверху" режиссеру Тамаре Лисициан пришлось в срочном порядке убрать персонажа из картины. Тогда причину не объяснили.

Лишь позже выяснилось, что ноль-ноль-ноль-ноль-ноль - это номер партийного билета Владимира Ленина. Хоть совпадение возникло совершенно случайно, допустить такого в Госкино не могли.  Фото: http//:youtube.com/
Лишь позже выяснилось, что ноль-ноль-ноль-ноль-ноль - это номер партийного билета Владимира Ленина. Хоть совпадение возникло совершенно случайно, допустить такого в Госкино не могли. Фото: http//:youtube.com/

При подготовке статьи использовались материалы книги из серии "Когда великие шутят" Л. Мягковой