Число π – математическая константа, выражающая отношение длины окружности к длине ее диаметра. В цифровом выражении π начинается как 3,141592 и имеет бесконечную математическую продолжительность.
Исходя из того, что его невозможно определить точно, π называется иррациональным числом. И хотя математика – достаточно точная и рациональная наука, тем не менее, она не может обойтись без этого иррационального числа.
В чем примечательность этого явления? Число π есть чрезвычайно важное напоминание. Оно наглядно демонстрирует нам смысл существующего мира и ограниченность нашего разума. У человека есть мощное оружие в виде разума, с помощью которого он изменяет свою жизнь и мир вокруг себя. Однако всесилие и могущество человеческого разума небеспредельно.
И можно сказать, что большинство проблем нашей жизни возникают именно из-за абсолютизации разума. Разум занимает строго определенное место в нашей жизни. Нельзя пренебрегать разумом, но и нельзя преувеличивать. Все, что рационализируется, это только одна сторона жизни. Другая сторона принципиально не рационализируется. Она иррациональна. И в этом заключается сокровенная суть числа π. Человеческий разум позволяет строить проекты и действовать согласно им.
Но мы далеко не всегда получаем тот результат, к которому стремились. Человек, как правило, хочет одно, а получает другое. Почему? Ответ достаточно простой: мы не можем учесть все. В жизни всегда есть место иррациональному, символом которого число π.
В сугубо психологическом плане это доказывает, что в человеческой жизни есть место не только сознательным явлениям, но и явлениям бессознательным. Вся теория психонализа З.Фрейда, сводится к доказательству идеи о том, что человек представляет собой не столько сознательное, а сколько бессознательное существо.
Человек руководствуется не сознанием, а бессознательными мотивами, которые не ведомы ему самому. Значение числа π для науки огромно. Сама наука давно осознала его значение для себя. В математике есть знаменитая теорема Гёделя о неполноте, смысл которой сводится к тому, что любое математическое описание является неполным, поскольку не принципиально не может все учесть. В частности согласно ей, всякая система математических положений либо внутренне противоречива, либо же неполна. Кроме того, высший смысл теории относительности Эйнштейна, родившегося по иронии судьбы именно 14 марта, заключается в том, что в мире все относительно: нет абсолютного пространства, нет абсолютного времени.
Абсолютные положения – всего лишь плод нашего разума, который мы навязываем миру. Напомним, что именно теория относительности сыграла решающую роль в развитии в ХХ веке научных представлений о микромире и вселенной. Мы не должны слишком серьезно воспринимать положения науки. И знаменитая фотография Эйнштейна, где показывает язык, могла бы быть наглядной иллюстрацией этой идеи: признанный корифей науки легкомысленно показывает язык. Не самой ли науке? Идея ограниченности человеческого разума пронизывает не только науку, но и философию, и религию.
В философии еще середине I тысячелетия возникло учение джайнизма, которое предлагало любой вывод нашего разума дополнять выражением «некоторым образом», дабы подчеркнуть относительность этого вывода. К примеру, мы не должны утверждать: «лекарство помогает от болезни», а должны говорить: «некоторым образом лекарство помогает от болезни». Эту же традицию продолжили философы эпохи эллинизма, принадлежащие к школе скептиков. С только той разницей, что предлагали дополнять суждения выражением: «мне кажется».
Позже, уже в эпоху Возрождения немецкий мыслитель Н.Кузанский выдвигает свою концепцию ученого незнания, в которой содержится положение о том, что знания и мир соотносятся как многоугольник и круг, в который вписывается этот многоугольник: как многоугольник никогда не станет кругом, так и знания не смогут отразить всю полноту мира. И религия же с самого момента возникновения строится на понимании ограниченности человеческого разума. Не случайно религия призывает верить в Бога, а не познавать его. Бог есть абсолютное явление, и всякое познание его есть принижение и ограничение его, а, следовательно, искажение его сущности. Бог принципиально непознаваем, поэтому основой его постижения выступает вера.
Таким образом, π – это не просто число, это знак. Это знак всего непознаваемого, таинственного, непостижимого, мистического. Грубо говоря, все, что находится под знаком π, является делом не нашего ума. В то же время π – это предостережение, предупреждение для нас от соблазнов разума.
Мир в целом и человеческая жизнь находятся под знаком не столько разума и его логики, а именно его. Под знаком π находится и гармония, и совершенство. Рационально мы можем понять прямой отрезок, понимание же круга уже предполагает учет иррационального начала. Всякая же рациональная логическая схема – это упрощение мира. Мир сам по себе прежде всего иррационален, алогичен и сверхрационален.
Доктор философских наук, профессор Ибрагим Меликов