Что с ним происходит с языком в наше время? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего надо учитывать, что язык не существует обособленно от нашей жизни. Марксисты сказали бы, что он таков, каково общество. На этой связи, правда, с противоположной направленностью, настаивали и их оппоненты – экзистенциалисты. Так широко известно выражение знаменитого философа ХХ века М. Хайдеггера, что язык – это дом бытия. Хайдеггер подчеркивал, что человек не столько говорит языком, а сколько живет в нем. Не язык зависит от жизни, а жизнь зависит от языка. Каков язык, таков и человек. Как говорит человек, так он и живет, таков он сам. И вслушиваясь в язык, мы можем лучше понять нашу жизнь.
Итак, язык и жизнь едины. И, чтобы разобраться в том, что сегодня происходит с языком, нужно отталкиваться от того, что происходит с нашей жизнью. Конечно, в ней есть много сторон и много различных явлений. Но наиболее точно нашу современную жизнь, как мне представляется, охарактеризовали философы-постмодернисты. Современность, с их точки зрения, представляет собой феномен постмодерн. Главная его характеристика – это разрушение систематизированного, упорядоченного принципа организации общественной жизни и культуры.
Если культура до настоящего времени напоминала дерево, предполагающее структуру иерархического типа, то теперь – ризому – тип растений с беспорядочно переплетенными отростками и побегами, которые растут во всех направлениях. Ризома не имеет единого корня, связующего центра, это корневище, представляющее собой сплетение корней.
И это характеризует всю современную культуру, в том числе и язык. Человеческий мир утратил свой внутренний духовный стержень и походит на человека без позвоночника. Рушатся прежние устои, отрицаются вековые традиции, переоцениваются прежние ценности. «Мир сошел с ума», – так можно было бы сказать о современной эпохе. Недаром эту ситуацию постмодернисты сравнивают с шизофренией. Сознание современного человека на поверхности на первый взгляд логично и грамотно, но им уже управляют смысловые галлюцинации. За примерами, как говорится, далеко бегать не надо. Достаточно упомянуть, с какой легкостью люди сегодня меняют свой пол.
Если же говорить непосредственно о современном языке, то существенно, что он не стал богатым. Он не стал глубже. Но он расширяется. Появляются и культивируются новые обороты, новые фразы, причем далеко не отличающиеся высокой эстетичностью. Чего стоит одно слово «круто», охватившее практически все население. Почти реабилитирована ненормативная лексика, нецензурные обороты, появился пошлый и криминальный подтекст.
Фразы, которые до недавнего прошлого фигурировали в уголовном мире, сегодня широко утвердились в официальной речи. Словами «опустить», «кинуть» сегодня уже никого не удивишь. «Блин», «хрен», «грёбанный», «пипец», «ёшкин кот», «йоханный бабай», «зашибись» – это слова утветдившиеся в лексике современного русского языка, за которыми легко просматриваются нецензурные смыслы. Мат, который до недавнего времени произносился шепотом, на центральных улицах Москвы теперь раздается подчас с нескрываемым удовольствием и нередко от представительниц эмансипированного пола.
Кроме того, создается новояз, который представляет собой смесь ассоциаций, звучаний и принятых условностей. Многое в нем как слышится, так и пишется, типа «бароццо надо и выдилить на это стопицот милионов денех». Но многое шифруется и заимствуется, в основном из английского языка. Уже реально функционирует язык, доступный далеко не всем. Он подобен языку моряков, который понятен только определенному кругу лиц. Это язык общения в Интернете и язык СМС-сообщений современной молодежи, не говоря о живом словаре интернет-сленга.
Возьмите более высшие сферы. Сегодня сама психическая атмосфера в обществе такова, что манера выражаться прямым и однозначным текстом становится старомодным и выглядит архаичной. Уже не модно писать открытым текстом или с элитарным подтекстом, как в прежние годы. Преподносимый материал должен быть эпатирующим, ироничным, гротекскным, критичным, скандальным. Критичность ко всему происходящему, ирония стали способом демонстрации своей отрешенности, в свою очередь олицетворяющей возвышенность в современной трактовке. Так называемое «раскручивание» через скандалы тоже характерная примета времени.
Говорить и жить традиционно представляется скучным. Дурачиться становится привычным стилем жизни, а сама жизнь все больше напоминает балаган.
Вместе с тем, наряду с этим можно наблюдать и прямо противоположные тенденции. Показательно в этом плане то, как культивируется неврастеничный стиль телевизионных дикторов информационного блока, на огромной скорости зачитывающих новости. С одной стороны, витиеватые обороты и малодоступные термины, а с другой – невротическая манера, пробуждая у зрителя одновременно комплекс неполноценности и колебля душевный покой, притягивают внимание и вызывают интерес, пусть даже нездоровый
Наряду с политическим в современном обществе налицо языковой плюрализм: множество стилей, жаргонов. Практически можно говорить, как хочется. Ни один оборот не отбрасывается, более того, не считается ошибочным. Всему находится применение. И главное – нет приоритета, нет субординации, нет иерархии. Все правильно, все варианты равноправны. У каждого своя истина.
Наглядным примером постмодернисткой ситуации в современном языке является соответствующий приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении списка словарей, содержащих нормы современного русского языка. Он по сути дела узаконил постмодернизм в языке. Новые нормы допускают различные варианты ударений, многочисленные иноязычные обороты, а слово «кофе» оказывается теперь и мужского и среднего рода одновременно.
О чем это все говорит? Плохо это или хорошо? Снизилась ли действительно культура языка? Наверное, однозначно ответить на эти вопросы нельзя. Жизнь сложное, неоднозначное явление. Где-то культура языка падает, но где-то повышается. Ведь нельзя же сказать, что раньше культура языка была однозначно высокой. Можем ли мы сказать, что однопартийная политическая система – это хорошо, многопартийная – плохо? Во всем есть, как говорится, свои плюсы и свои минусы. Многообразие языковых форм – всего лишь свидетельство многообразия форм жизни. Нет единой стандартной жизни, у каждого своя жизнь, запечатленная в языке. Но действительно ли что-либо изменилось кардинально? Проблема на самом деле только в том, что многие языковые формы, которые раньше игнорировались, но существовали неофициально, просто узаконены, легализованы. В этом плане реально мало что изменилось.
Другое дело, что снизился уровень этих языковых форм, и формы низкого уровня вытесняют формы более высокого уровня. И это при том, что язык олицетворяет весь человеческий мир и именно с него начинается общество. Он непосредственно отражается на всей общественной жизни, и все изменения в языке создают новые социальные реалии, далеко не всегда желательные.
Доктор философских наук, профессор Ибрагим Меликов