Как сообщил на днях неофициальный источник информации, близкий к политическому руководству Казахстана, народная артистка России Алтынай Асылмуратова рассматривалась Касымом Токаевым в феврале 2019 года в качестве основного кандидата на пост Министра культуры Казахстана.
Кадровые изменения в руководстве казахстанской культуры были необходимы в связи с приходом на президентскую должность нового лидера страны - Касыма Токаева, который хотел скорректировать прежний курс управления.
До этого сферой казахстанской культуры и искусства управляло единое Министерство культуры и спорта, возглавляемое Арыстанбеком Мухамедиулы. Единый орган руководства усиливал бюрократическую нагрузку на отрасль, снижал уровень внимания к культуре, которой требуется каждодневное внимание. После назначения Аскара Мамина на пост премьер-министра Казахстана решение этого вопроса подошло к моменту икс.
По предложению одного из помощников Аскара Мамина реформа управления отраслью культуры и спорта должна была выглядеть так: прежнее Министерство культуры и спорта Казахстана реогранизуется путем разделения на два самостоятельных органа - Министерство культуры Казахстана и Министерство спорта и молодежной политики Казахстана. Во главе Минспорта предполагалось оставить Арыстанбека Мухамедиулы, а должность руководителя Минкультуры оставалась вакантной. С учетом совершенной лояльности Назарбаева и Мухамедиулы к ректору Казахской национальной академии хореографии Алтынай Асылмуратовой выбор кандидатуры министра казался очевидным.
Однако ситуация переменилась, реорганизацию прежнего министерства проводить не стали, заменив Арыстанбека Мухамедиулы на его первого заместителя - народную артистку Казахстана, композитора Актоты Раимкулову.
О персоне. Алтынай Асылмуратова родилась 1 января 1961 г. в Алма-Ате Казахской ССР в театральной семье. В 1978 г. окончила легендарное балетное учебное заведение - Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я. Вагановой по классу народной артистки РСФСР Инны Зубковской, примы Кировского балета. После окончания училища была принята в кордебалет Кировского театра. В 1980 г. стала солисткой балета Кировского театра, а в 1987 г. - его прима-балериной. Работала с педагогом-репетитором, народной артисткой СССР Ольгой Моисеевой. Одновременно, с открытием "железного занавеса Советского Союза", танцевала наследие Фредерика Аштона в 1989—1993 гг., будучи контрактной балериной английского Королевского балета (Ковент-Гарден), в 1995—1997 гг. была приглашенной балериной труппы Марсельского национального балета под руководством Ролана Пети. В 1994 г. приглашена в Парижскую Оперу, где исполнила главные партии в балетах Рудольфа Нуреева «Баядерка» и «Лебединое озеро», тем самым, став одной из первых русских балерин, кто выступил с этой труппой после некоторого промежутка.
В 2001 г. на пике своей известности завершила танцевальную карьеру в Мариинском театре, окончив педагогический факультет Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и получив специальность педагога-репетитора. В 2001-2013 гг. - первый проректор, художественный руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, в 2013-2015 гг. - советник генерального директора Михайловского театра по балету, с 2015 г. - художественный руководитель балета Национального академического театра оперы и балета «Астана Опера» и также с 2016 г. — ректор Казахской национально академии хореографии.
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ (2001). Кавалер ордена Дружбы (2013, Россия) и ордена "Парасат" (2015, Казахстан), лауреат театральной премии "Золотой софит" (1999, Россия), английской театральной премии газеты «Evening Standard» (1992, Великобритания).