Для каждого факта существует своя теория. Для всех фактов во Вселенной существуют теории всего. Но один принцип управляет всем. Вопрос лишь - какой?.. Нас тут пятеро. Истина где-то рядом. И мы непременно её найдём.
- Что-то с этим Юнгом сразу было не так... В его первой биографии (от 1832 года), написанной таким же удивительным человеком, каким был и сам Томас Юнг - французским физиком, астрономом и политиком Франсуа Араго, мы находим:
"В возрасте двух лет Юнг уже бегло читал. Памятью он обладал поистине удивительной." До четырёх он дважды прочитал Библию и "выучил наизусть большое количество произведений английских авторов и даже разных латинских стихов, с начала и до конца, хотя в то время язык этот еще не был ему понятен."
При этом, вплоть до шести лет его ежедневно отправляли к пастору, "который не имел ни таланта, ни характера, чтобы научить чему-либо хорошо".
- Я не знаю, что значит учить "хорошо", но кажется знаю, что значит - "правильно": редкий универ может дать за свои пять или шесть лет столько, сколько даст одно прочтение "кирпича" Библии, вокруг которого, хотим мы этого или нет, уже две тысячи лет вращается этот мир.
Возможно, первый учитель Юнга "не обладал талантами" - но уж наверное он знал, какой именно кирпич следует положить в основание. И в этом смысле - он обладал гораздо большим талантом, чем многие другие, особенно - современные, учителя.
- И что же у этого "кирпича" внутри?
- Ну, как же - все знают!
- Ну, да, все знают. Но покажите мне пальцем того, кто его, действительно, прочитал!
- Этот кирпич - совсем не то, что принято о нём думать. Это... как "Кодекс Хаммурапи", "Сказки тысячи и одной ночи" и "Правила жизни" из "Эсквайр". Взятые вместе. Но последнее нужно ещё возвести в куб.
- Дикая смесь.
- Ещё бы. Ведь это - семьдесят книг в одной. Но прочищает мозги как напалм.
Когда Юнгу исполнилось шесть, его отдали в какую-то "убогую" школу-интернат, где он приступил к занятиям с одним профессором, "к счастью ученика, весьма посредственным", - настолько, что паренёк добрался до конца учебника арифметики прежде, чем его преподаватель с остальными учениками достиг середины.
"...Ученик стал сам себе учителем... здесь-то и развились блестящие качества, которые при излишнем давлении могли остаться непроявившимися."
В восемь с чем-то Юнг угодил в частный пансион, директор которого "подходил ему лучше," - он разрешал ученикам самим планировать своё время и выбирать предметы для изучения.
- Упасть - не встать. Никто, и никогда, в жизни, не спросил меня - чему я действительно хочу научиться? Все вокруг точно знали - что я должна учить. Но это же глупо. Успех - это вовсе не образование, это уникальные вещи - то, что умеешь делать намного лучше других.
- Лучше всего, вообще - делать то, чего не может кроме тебя никто.
- Как всё же эти взрослые люди глупы. Успех - это талант. Но им на него, похоже, плевать.
"Ему было восемь лет, когда случайность... оторвала его от чисто литературных занятий и обнаружила его призвание. Живший по соседству с ним землемер... разрешал ему играть с геодезическими приборами. Действия, с помощью которых определялись расстояния и высоты недостижимых предметов, поражали воображение маленького школьника, но несколько глав из математического словаря скоро устранили всякую таинственность. С этого дня в воскресных прогулках геодезические приборы послужили заменой воздушному змею. Вечерами, в часы досуга, ученик-инженер вычислял высоты, измеренные утром."
Или вот ещё:
"Он выучил "персидский и арабский — для решения вопроса, возникшего в беседе за школьным обедом, — существуют ли между восточными языками столь же резкие различия, как между европейскими?"
Его учили буквально все вокруг: отец и дед, товарищи по школе, соседи, учителя.
- Учителя? Да, ладно!
- В том смысле, что они учили так, как только и стоит учить. Так, чтобы чему-нибудь по-настоящему научить... У Юнга было очень "натуральное" образование - к чему прикасаюсь - то и учу - и не потому что заставляют, или "надо", но потому что мне интересно самому.
- Послушайте, ну кто, в своём уме, закончив обычную школу может такое представить - чтобы "по собственному желанию"..?
- Действительно - как будто весь мир, не исключая друзей, взялся его научить! Неужели, так бывает, вообще?
"Помимо несомненных успехов в гуманитарных дисциплинах, Юнг в равной степени развивался в естественнонаучной области."
Внезапно он "страстно увлекся ботаникой" и решил самостоятельно сконструировать микроскоп, имея в качестве руководства одно лишь описание этого прибора, для чего ему пришлось приобрести большой навык в токарном деле, а натолкнувшись на непонятные математические формулы он "счел, что проще изучить дифференциальное исчисление для уяснения злополучной формулы, чем посылать в соседний город за покупкой микроскопа."
- Инь - Ян. Я тоже обнаруживаю ту же склонность к противоположным казалось бы вещам... Но секрет в том, что противоположности, как это всегда происходит - дополняют друг друга до ...единого целого. Ты просто чувствуешь, что тебе не хватает чего-то ещё до... какой-то внутренней полноты.
"Его главным наставником стал младший учитель Джосайя Джефри, который предложил Томасу «Лекции по естественной философии» Бенджамина Мартина; его особенно заинтересовал раздел об оптике."
- Учитель "предложил" ему книгу. Вот ведь "ключевое" слово - он не стал учить, он "предложил"... Держите меня, чтоб мне не упасть! Между этими двумя словами - "учить" и "предложить" - пропасть, в которой корчится где-то внизу наше так называемое обязательное образование.
- И, что самое в нём ужасное - это то, что оно "обязательное". Обязать учиться - значит внушить отвращение к любому "учению" вообще.
Мартышка не научится особенно ничему, как её не учи. А человек сам тянется к знанию - потому что он так "прошит" внутри. Секрет недоступный мозгам взрослых людей заключается в том, что они понятия не имеют - что у маленького человека внутри.
- Хочу всё знать!
- Но штука в том, что никто, никто-никто, кроме тебя не знает, как выглядит это твоё "ВСЁ". Все знают, что ты должен учиться, но никто не хочет спросить "чему именно?" у единственного человека, который знает ответ. Зачем? Они и без тебя знают всё. Печаль.
Однажды ему дали переписать несколько фраз, чтобы узнать, красивый ли у него почерк. Юнг же "не довольствуясь перепиской предложенных английских фраз, перевел их на девять различных языков."
Его взяли в компаньоны к внуку Дэвида Баркли - из того семейства, кстати, которое основало тот самый Банк "Барклайс". Вместе со своим учителем они образовали "идеальное интеллектуальное трио, в котором интересы и способности всех троих дополняли друг друга".
- Вот это детство. Боже мой. Я могу только мечтать о таком! А, вообще - люди так устроены - дополнять друг друга. Как пазл!
Учитель вскоре ощутил огромное превосходство Юнга и "признал, что в их обычных занятиях настоящим наставником не всегда являлся тот, кому принадлежало это звание"... Впоследствии эти двое издали отдельное пособие по греческой каллиграфии.
- Т.е. на минуточку - ученик и учитель издали совместное пособие... Разве не так должен выглядеть идеальный результат обучения? Какой бы ни был предмет?
- И я хочу так учиться!
"Юнг критически отнёсся к своим способностям и утверждал, что хотя писал много и быстро, но читал медленно и вряд ли одолел к 50 годам более 1000 томов (и сравнивал себя с забытым ныне поэтом Уильямом Кингом, который только за 7 лет жизни в Оксфорде прочитал не менее 7000)."
- Но чтение не измеряется тупо количеством. Главное - ЧТО именно ты прочитал. И если ты читал то, что стоило прочесть, то тебе несомненно приходилось вдумываться в каждую строку. Потому что книги, которые стоят чтения, написаны так, что каждая их строка содержит немыслимую глубину. Прочитать страницу такой книги - это всё равно что рухнуть с обрыва на скалы удивительнейших мыслей, а затем - цепляясь за камни, подняться обратно, сделав новое знание частью себя. Вот что значит - читать. Другое чтение - которое не заставляет тебя падать в бездну и взбираться под облака - не заслуживает самого слова "читать".
- Я вот думаю: какая связь между Юнгом и Википедией?
- Мне кажется - прямая. Томас Юнг - как Собиратель осколков, на которые разбилось само Знание. Все наши науки - это грани какой-то удивительной, "последней", истины. Грани какого-то пока неведомого нам волшебства. Какого? Мы узнаем, когда соберём Кристалл. И без таких как он, нам не сделать этого никогда.
- Такие люди, как Томас Юнг, как бы - походя, собирают алмазы знания, обтачивают их, шлифуют, превращая в бриллианты человеческой мысли и бросают в общую копилку Премудрости - не потому что выполняют чей-то заказ, но потому что не могут не делать Так.
"Ценнейшее открытие доктора Юнга, которому суждено навеки обессмертить его имя, было ему внушено предметом, казалось бы, весьма ничтожным; теми самыми яркими и легкими пузырями мыльной пены, которые, едва вырываясь из трубки школьника, становятся игрушкой самых незаметных движений воздуха."
В итоге - он увидел в мыльном пузыре истину, то есть - интерференцию, и доказал волновую природу света... Но я думаю вот о чём: наше образование - вот где настоящий мыльный пузырь. Я думала - что не так было с Юнгом? Но теперь понимаю - это с нами было что-то не так.
Images by OpenClipart-Vectors and StockSnap from Pixabay