Кровь и молоко стали объектами пристального изучения этого выдающегося казанского врача. Результатами этих исследований стали сотни научных трудов и несчетное количество правильно поставленных диагнозов, а значит, и спасенных жизней. Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» продолжим цикл, посвященный великим врачам прошлого. Изучим «камеру Горяева», которую еще недавно можно было видеть в любой больнице, а теперь она хранится в музее Казанской государственной медицинской академии.
Это небольшое устройство, изобретенное основоположником российской гематологи Николаем Горяевым еще до октябрьской революции, фактически произвело революцию научную в медицине. Свой аппарат Горяев изобрел в Казани. Вся дальнейшая судьба этого выдающегося врача и ученого связана с нашим городом.
Путь Николая Горяева в Казань и медицину был довольно извилистым. Родившись в Сибири, в Тобольске, он, следуя желанию отца, поступает в Петербургский горный институт в 1894 году. Через год учебы юноша понимает, что горное дело его не увлекает. Он переводится на медицинский факультет Московского университета, однако за участие в студенческих сходках, его отчисляют. После ходатайства матери Горяеву удалось перевестись в Казанский университет, который он окончил с отличием в 1902 году. Выпускник начинает работать ординатором, вскоре мобилизуется врачом во время русско-японской войны, а по возвращении продолжает работать в лаборатории Миславского.
В начале XX века в России анализ крови проводили довольно редко, в то время еще не было метода исследования. За границей гематология была развита сильнее, но и там кровь пациентов изучали лишь в специальных клиниках. В 1911 году Горяева отправляют изучать клиническую гематологию в Австрию и Германию. Помогает ему в этом фонд профессора Виноградова, который выделил немалую по тем временам сумму – 2,5 тысячи рублей.
По возвращении врач изобретает аппарат, с помощью которого можно определить состав крови и подсчитать количество клеток буквально в полевых условиях. Камерой Горяева медики пользовались ей около 100 лет, а музейным экспонатом она стала совсем недавно.
– Когда курсанты поступают на цикл повышения квалификации и приходят в музей, все узнают эту камеру: «О, камера Горяева, мы с ней работали». Значит ее использовали ещё в 80-90 годы. Иностранцы узнают камеру, тоже этот аппарат знают, – рассказывает заведующая музеем КГМА Гульчира Мингазова.
Камера пришлась как нельзя кстати: грянула Первая мировая, а затем и революция с Гражданской войной. В Европе в это время уже активно практиковали переливание крови, а в новом государстве такую служу нужно было создавать с нуля. Этим и занялся Горяев. В Казани филиал Центрального института переливания крови открылся в 1932 году в здании 1-ой городской больницы.
Параллельно с организаторской работой Горяев преподавал, писал научные работы и лечил людей.
Горяев изучал не только кровь, но и молоко – конское. Он был одним из популяризаторов кумысолечения, но прежде чем рекомендовать кумыс, Горяев провел массу исследований о влиянии этого продукта на пациентов, в первую очередь на больных туберкулезом. Результатом стал цикл научных трудов и организация кумысолечебницы в Тарловке под Елабугой.
Коллегами Николая Константиновича Горяева были другие великие врачи прошлого:
О них мы рассказывали в нашем специальном цикле.
Антон Райхштат совместно с Казанской государственной медицинской академией.
Благодаря редакции журнала «Сююмбике» у этого материала есть версия на татарском языке.