Мастера художественной ленинианы, работая над образом вождя в скульптуре, кинематографе, живописи и даже поэзии, часто изображали вождя мирового пролетариата (правда, в теплый период года) в кепке. Между тем, нет ни одного сохранившегося фотодокумента дореволюционного периода, где Ленин был бы запечатлен для истории в этом головном уборе.
Будучи в эмиграции, Ильич все чаще экспериментировал с модными фетровыми и соломенными шляпами, котелками. Но вернувшись на Родину в преддверие грозных событий, справедливо рассудил, что пора расставаться с буржуазными замашками.
Впрочем, то, что среди соратников вождя не было, как сейчас сказали бы, имиджмейкера, говорит тот факт, что приехав на финляндский вокзал в апреле 1917 года, Ленин вышел из вагона в буржуазном котелке и с элегантной тростью-зонтом. В этом же котелке он взобрался на броневик, и только тут вдруг осознал, что выглядит перед собравшимися массами, как то не уместно, не по-пролетарски, что ли.
И вот здесь советская историография утверждает, что Ильич снял котелок, и только после этого обратился к солдатам. А в руках его появилась кепка. Была ли эта кепка действительно или это художественный вымысел, доказать сегодня не возможно. Фотодокументов нет. Показания свидетелей не аргумент.
Когда спустя восемь лет после знаменитой ленинской речи скульптор Евсеев начал собирать материалы и воспоминания свидетелей события, те не только про кепку, они не смогли внятно рассказать о содержании, кроме последней фразы про социалистическую революцию. Так, что утверждение о кепке мне напоминает сюжет из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц, на голубом глазу рассказывает Мюллеру, как он помогал женщине переносить чемодан на другую сторону улицы. Поверили же. Поверил и Евсеев, но на всякий случай засунул эту кепку бронзовому Ленину в карман.
Есть, конечно, опубликованный в прессе рассказ сына питерского рабочего Николая Иванова о семейном предании. Старый большевик, работник типографии Николай Иванов в тот вечер 3 апреля 1917 года случайно оказался возле броневика и как будто поменялся с Лениным головными уборами. Ленинский котелок, Иванов, к сожалению, выронил в толпе, а Вождь после выступления забыл о хозяине кепки и пошел в ней делать революцию.
Первый же фотодокумент, запечатлевший Ленина в кепке, датирован июлем 1917 года. Фотография была сделана в Разливе, где вождь скрывался от властей. По иронии судьбы, этот снимок был вклеен в фальшивое удостоверение для нелегального перехода в Финляндию. Таким образом, получается, что Ильич, поначалу, использовал кепку исключительно при переходе государственной границы.