К различным своим проектам Маккирнан время от времени привлекал 150 - 200 русских белоэмигрантов. Пишут, что даже сочетался с молоденькой русской, не разведясь со своей женою в США. Будто бы даже венчались по православному обряду в Дихуа. По идее для такого нужно ещё и креститься, так что, похоже, Маккирнан в сороковые года стал тайным православным христианином. Было бы интересно конечно разыскать архивы местной церкви и когда-нибудь проверить.
Периодически, хотя и неудачно, он пытался отправлять русских агентов на советскую сторону поближе к Семипалатинску.
Так Маккирнан познакомился с Василием Званцовым - уроженцем Восточного Казахстана, который в 1942 г. дезертировал из Красной армии и бежал в Синьцзян. Спустя полвека Званцов вспоминал, что весной 1949-го они закапывали в пустыне какие-то электрические устройства в деревянных ящиках. Маккирнан тогда говорил что это радио, которые потребуется откопать на случай если коммунисты возьмут Дихуа. Однако похоже это были какие-то датчики для фиксации атомного взрыва.
Перед самым приходом НОАК вице-консул оставил здание миссии и отбыл за город. Запаслись основательно - в дорогу взяли оружие, те же радиопередатчики, золото. С Маккирнаном в путь отправился Фрэнк Бессак. Бессак в годы Второй мировой поступил на службу в армию США, а после этого по программе Фулбрайта отправился учиться в Пекин. Говорят, он также работал в ЦРУ под прикрытием. Сам он это отрицал, но в любом случае, работай Бессак на ЦРУ или нет, он и взаправду был толковым учёным-антропологом с опытом работы во степях и пустынях Внутренней Монолии, знавшем несколько азиатских языков.
В пути американцев сопровождали трое русских эмигрантов - упомянутый Василий Званцов, а также Степан Янюшкин и Лёвка Шутов. На машинах доехали до озера Барколь, где остановились у знакомого казахского полевого командира Оспан Батыра. Ситуация для Маккирнана складывалась драматичная - повсюду рядом находились китайские коммунисты, у которых наверняка накопилось немало вопросов к его нелегальной деятельности в Синьцзяне.
В общем было решено пробираться через пустыню на юг - в Тибет, а там по возможности в Индию. Тропы были нехоженые и пролегали в основном по абсолютно безлюдным местам.
Путники оставили на Барколе машины, а за золото купили у казахских партизан коней и верблюдов, да и, похоже, обзавелись местной одеждой. К ноябрю в предгорьях Кунь-луня на высоте 3000 метров они добрались до последнего обитаемого места - стоянки казаха Хусейна Тайцзи. где перезимовали и встретили новый, 1950-й год, а по весне двинулись уже через плато Чангтанг, где и по сей день на многие километров вокруг нет ни души.
И вот 29 апреля 1950 г. экспедиция оказалась в точке с координатами 33.40 с.ш и 87.20 в.д. В пути Маккирнан поддерживал радиосвязь с Вашингтоном, а уже Госдеп - с американской военной миссией во Лхасе
Насколько известно из изложения Томаса Лэйрда американцы убедились, что добрались до северной окраины Тибета. Бессака отправили на переговоры в стойбище кочевников, а сами стали лагерем неподалёку. Тётушки, встретившие антрополога, оказались весьма приветливыми, напоили его чаем с чьим маслицем и предложили передохнуть.
Но в это время случилось неладное - тибетский конный разъезд обнаружил остальную группу, да и перестрелял её на всякий случай. Маккирнан, Янюшкин и Шутов погибли на месте, Василию Званцову прострелили ногу. Убитым отрезали головы, а коней с верблюдами и арестованного Званцова пригнали на то же стойбище где уже был Бессак. Его тоже задержали, да и отправили на юг от границы подальше.
Некто Shpak в тексте "История, которую мы не знаем, или казахско-тибетская война" можно встретить такое описание причин нападения: " Ненависть тибетцев к казахам была такой, что тибетцы убивали любого кто был в казахском чапане. Именно так был убит американский агент ЦРУ Дуглас Маккиернан". Но отчего вдруг тибетцы воспылали такой ненавистью к казахскому чапану? В тексте есть такое объяснение:
" В 1938 году, 7,000 семей казахов, при поддержке Ма Буфэнга, переселилось на Тибетское плато, сея хаос и разруху среди тибетцев. Тибетцы встретили казахов как оккупантов. В Северном Тибете казахи столкнулись с Тибетскими солдатами и были оттеснены к Ладакху. Тибетские войска разгромили казахов, разграбили и убивали их, это произошло в 400 милях к востоку от Лхасы в Чамдо ".
Описание это очень путанное похоже на машинный перевод откуда-то но вот получается почти по всей границе мусульманского и буддийского миров происходили столкновения, спровоцированные переселением казахов. Чапан тут играл нечто вроде униформы солдата вражеской армии и, вероятно, тибетские пограничники приняли американцев появившихся с неожиданного направления, за авнгард или разведгруппу противника. Ещё и вблизи палаток жилых такое соседство было чревато неприятностями типа снасильничаных женщин и захваченных детишек. Видимо, подстрелили на упреждение всех, а одного нарочно оставили в живых чтобы допросить. А того же Бессака, которого встретили потом, и совсем не тронули.
Вскоре конвой с пленниками повстречал гонца из Лхасы. В тибеткой столице получили радиограмму из США, обсудили и выписали пропуск для американцев. Но вот своевременно поставить в известность пограничников не смогли.
Бессак со Званцовым добрались до Лхасы. Но тут уже и появление китайских коммунистов в Тибете стало лишь вопросом времени. В общем их проводили далее в Индию. Дезертира-красноармейца даже в Штаты забрали и он до старости прожил на Гавайях с тибетской пулей в ноге вместо пропуска в "свободный мир".
А Маккирнан? Что Маккирнан? Помянули его, но долго эту историю старались не вспоминать. Это в 2000 году в Зале славы ЦРУ его фамилию увековечили, а тогда он погиб ещё до того как приняли закон о компенсациях в таких случаях. Военнослужащим он не считался, да и в консульстве уже, похоже, не числился. В итоге американская вдовица какое-то время не могла пенсию получить.
Такие дела...
Первую часть этой удивительной истории можно прочесть здесь
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии!