Найти тему
Олег Новокщенов

ЧУГУННАЯ ЛОГИКА. ИОСИФ СТАЛИН И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

ЧУГУННАЯ ЛОГИКА. ИОСИФ СТАЛИН И ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Последнее десятилетие часто можно услышать оценки Иосифа Сталина, как эффективного менеджера. В современном представлении это означает, - руководитель выдает максимальный результат с минимальными затратами. И на первый взгляд к Иосифу Виссарионовичу такое определение подходит. По крайней мере, когда говорят об индустриализации страны, всегда генсека ставят в пример, как гуру модернизации. На деле все обстоит гораздо сложнее. Конечно, мы в этой короткой статье не возьмемся анализировать все аспекты развития промышленности начала 30-х годов, и для начала, остановимся на конкретном вопросе – производства чугуна в СССР. Почему – чугун? Очень просто – во-первых именно это производство показатель промышленной сверхдежавы, во-вторых ситуация с чугуном типична для всей нашей экономики первых пятилеток.

Первый блин

Вопрос стоял остро. Хотя, в ходе НЭПа и удалось поднять выпуск чугуна почти до 4 млн. тонн в год, но СССР в 2 раза уступал Великобритании, и в 4 Германии. Поэтому задание к 1-ой пятилетке (1928-32) было жестким – выйти на 10 млн. тонн. Инженеры почесали головы, и сказали – смогём. Закупили американское оборудование, перевели рабочих на ударные темпы, и работа закипела.

Плавильный цех
Плавильный цех

Товарищ Сталин очень обрадовался, и на радостях потребовал от ошарашенных инженеров увеличить план до 17 млн. тонн (почему 17 – надо же обогнать Германию). Да, Иосиф Виссарионович был непримиримым врагом плановой экономики. Все планы, разумеется, полетели к чорту, начался непрерывный аврал, перебои с сырьем, скандалы со смежниками. В результате, не получилось ни только 17, но и заявленных 10. К 1932 году кое-как выползли на 6 (даже Англию не догнали). К счастью, в 1934 году вождь несколько охладел к вопросам экономики – он вынашивал сложные политические комбинации, – ему было не до чугуна.

Советское экономическое чудо

И в этот момент нашей стране очень повезло – определять развитие промышленности стал выдающийся человек – Серго Орджоникидзе. Вообще, по должности (председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, затем Нарком тяжелой промышленности) Григорий Константинович (Серго) и так этим занимался. Но если до 1934 он просто выполнял распоряжения друга Кобы, теперь стал рулить сам. И выяснилось, – пламенный революционер-горец прирожденный менеджер. Именно его мы можем по праву считать отцом «советского экономического чуда» 30-х годов.

Сталин и Орджоникидзе
Сталин и Орджоникидзе

Орджоникидзе обратил внимание, что закупленная за рубежом техника используется неэффективно. Наши рабочие порой просто не знают – что с ней делать? Да и откуда им знать, если даже самые сноровистые из них помнили только дореволюционные «новинки». И тогда товарищ Серго понял – кадры решают все! Именно Орджоникидзе, а не его другу, принадлежит этот лозунг. Звучал он менее эффектно, чем у Сталина, но сказано на год раньше: «Сейчас все решают подготовленные кадры, вооруженные передовой техникой». И он начал готовить эти кадры. В страну, вслед за станками, потянулись западные инженеры. На производстве открывались 2-хгодичные курсы мастеров социалистического труда (КМСТ). Обучение для молодежи 6-9 месяцев. Инженерный персонал сочетал дореволюционных «спецов» с молодыми выпускниками ВУЗов. Планы больше не брались с потолка – строгий реализм. И все получилось! Уже в 1936-м мы выпустили 14,4 млн. тонн чугуна. Догнали Германию, а Англию оставили далеко позади.

Смерть Наркома

Конец бурному росту положил 1937 год. Сталин вызвал Орджоникидзе и потребовал к мартовскому пленуму ЦК сделать доклад о вредителях в Наркомтяжпроме. Можно только представить себе (свидетелей не было) реакцию Серго – шок. Так это вредители совершили советское экономическое чудо? Вероятно, разговор шел на повышенных тонах, со всем кавказским темпераментом. Доводы Орджоникидзе не подействовали, и той же ночью он застрелился. А доклад о вредителях, вместо него, делал Лазарь Каганович. После этого по Наркомтяжпрому прокатилась волна арестов. Фактически отрасль была обезглавлена. Последствия не заставили себя ждать – рост производства прекратился. Выпуск чугуна даже к 1940-му году не дотянул до 15 млн. тонн. А другой ключевой показатель развития – выплавка стали, вообще ушел в минус на 500 тыс. тонн.

Так бесславно было похоронено советское экономическое чудо 30-х годов. По иронии судьбы, его подлинный «отец» – Серго Орджоникидзе, практически забыт. А его могильщика – Иосифа Сталина, помнят. Помнят, как «эффективного менеджера».