На протяжении становления педагогики существовало и существует много школ, основанных педагогами и психологами. На протяжении работы в детском саду и обучении в педагогическом университете мое внимание привлекли шесть таких школ и их основателей.
Сегодня мне бы хотелось рассказать о педагогике Монтессори, которая получила популярность и в наши дни. Под педагогикой Монтессири понимается разработанная доктором Марии Монтессори система обучения детей, а так же философия обучения в школе и детском саду.
Мария Монтессори - первая женщина в Италии, которая окончила медицинский институт. Она работала с детьми с особыми образовательными потребностями, которыми в то время никто не занимался. Монтессори несколько раз номинировали на Нобелевскую премию, а ее подход к воспитанию до сих пор популярен во многих странах.
ЕЕ педагогика считается экспериментальной, т.к. ребенок своими собственными наблюдениями ведет себя к выбору дидактического материала, приемов решения задач. Девиз педагогики Монтессори гласит: "Помоги мне сделать это самому".
Дети в Монтессори школах и детских садах обучаются в своем собственном ритме, в соответствии со своими собственными интересами. Они сами выбирают с кем они желают совместно работать и над чем.
Монтессори разработала свой собственный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. Подготовленная среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. В такой среде ребенок как бы освобождается от опеки взрослого, становится независимым. Дети вольны делать что им захочется с окружающими мебелью, материалами и др.
Роль взрослого в данной педагогике - это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельной деятельности в соответствии с девизом педагогики. Воспитатель не должен мешать процессу саморазвития.
Своего ребенка Мария Монтессори родила вне брака. Этот факт закрывал пути для любой для нее деятельности, а также мог навредить ее ребенку. И ее было принято решение отдать сына на воспитание в семью. До 15 лет ее сын Марио не знал, что Мария его мать, хотя та его навещала. После его пятнадцатилетия она открыла ему правду и забрала с собой. Ее сын стал для нее ближайшим соратником и последователем.
Мария Монтессори внесла большой вклад в развитие мировой педагогики, разработала много дидактического материала, позволяющего детям обучаться самостоятельно. Но не следует забывать, что изначально Мария Монтессори занималась обучением и воспитанием детей с особенными образовательными потребностями ( в основном умственно отсталыми), именно поэтому она стараласть, чтобы дети могли обслуживать себя самостоятельно и на это им предоставлялось необходимое им время.
Несомненно методика Марии Монтессори имеет свои положительные стороны. Но с другой стороны в данной методике не предусмотрено развитие речи детей, так же Мария Монтессори была противницей игр-соревнований, сюжетно-ролевых игр и творческого развития. А для ребенка с нормальным развитием эти игры необходимы, т.к. развивают его творчество и раскрывают его индивидуальные особенности. Методика Марии Монтессори направлена на развитие логического мышления и полное отсутствие творческих способностей.
По моему мнению из методики Марии Монтессори можно взять только некоторые элементы: возможность в определенный момент использовать деятельностный подход к решению задачи ребенком (дать возможность решить проблему самому); дидактические игры из качественного материала. Это сугубо мое мнение! Но выбор всегда за родителями, которые знают лучше своего ребенка и то, что ему необходимо!