Первую часть интервью читайте здесь.
Как ты относишься к ремейкам?
Хреново. Есть более-менее удачные, но удачнее чем оригинал, я не припоминаю, если мы о кино… Мы же о кино? Когда говорят про «Три мушкетера», мне сразу грустно становится. Почему-то.
Я к этому и веду.
Я уже понял. Но, несмотря ни на что, это были самые классные, самые красивые съемки в моей жизни: Чехия, Петергоф, полный расцвет сил, уфф! Скучаю по тем временам! На съемках познакомился с очень интересными людьми, которые повлияли на мою дальнейшую судьбу, выстроили эту пирамидку, так сказать, благодаря которой мы сейчас здесь и беседуем .
Ты сам не хочешь ничего снять?
А я уже. Подснял…
Что?
Пока не смонтировал, это год назад было. Могу трейлер 2 минутки показать, хочешь?
Короткометражка?
Да, это – короткий метр, по Александру Николаевичу Островскому, «Неожиданный случай». Драматический этюд, одно из первых его произведений, где всего четыре персонажа. Собственно говоря, в чем прикол? В том, что я сыграл троих. И Софью Антоновну, и двух друзей Дружнина, и Розового.
То есть: сам снял, сам сыграл?
По сути мы снимали втроем: моя жена, оператор Боб и я. Дело было в Киеве. Площадку для съёмок мне любезно пожертвовал фотограф Глеб Безруков. Звали на помощь для грима Софьи Антоновны художника, Алёнушку Клещёву. Костюмы брали тоже у моей хорошей знакомой из Киева, с которой мы работали на сериале «Обмани себя» (реж. Тарас Дударь), художником по костюмам в которой выступила Инна Чу. За это им особая благодарность!
Снимали на две камеры. Первую часть – на фотоаппарат Sony, вторую – на Samsung. Поскольку продюсером тоже выступил я, всё было скромно и тихо. Давно уже зрею до чего-то своего. То времени не хватало, то находились причины, чтобы отложить до лучших времён. А лучшие времена проходят как раз именно сейчас..!
По фестивалям повезешь?
Повезёт – повезу (улыбается). Если мир станет прежним… Сложность в формате. Так наснимали… Жанр – комедия! Минут 40-45, по-хорошему, а это – неформат для фестивалей. Надо делать либо 30, либо 15. А у меня «недополный» метр! Когда будет – посмотрим!! Загадывать в наше время не приходится, можно только догадываться.
Ты же у брата снимался…?
Ну, вроде как… И продолжаю периодически. Недавно на ТВЦ вышло две серии «Охотницы», снятой братом Баршаком. Детектив-чик такой вышел, телемувийный.
Тяжело с родным человеком работать?
Просто! Мне с братом, с одной стороны, тяжело, потому что мы похожи. Он, как режиссер и как старший, на съёмочной площадке настаивает на своём, но с другой стороны и ко мне прислушивается, иногда… Эпизод с собачкой в начале «Дня выборов 2», помнишь? Я всё же убедил его сделать, как подумалось нужным мне: сказать последний «гав» по-человечески. Санёк упорно настаивал на моём тявканье собачкой. Смешная сцена получилась, как мне кажется.
Паш, а ты на все роли в кино соглашаешься?
Конечно, нет. Хотя… Сейчас и предложений меньше в разы стало… Есть ужасные сценарии. Скажем так, их большинство. Но, когда припрет, то пойдешь и в отстой сниматься! Не беру сценарии, где играть скучно или вовсе нечего, или была роль похожая, все индивидуально! Хоть и нет маленьких ролей, что-то откопать всегда можно и в них, а потом переписать. Вот уже и вырисовывается герой… какой никакой, а характер. Повадки и привычки себе выдумываешь сам, как правило. Если режиссер талантливо-адекватный, то зачастую удаётся сделать роль интересной. Про все кино обобщать не стану.
Работаешь с агентами?
Ну такое… Недавно расстался со своими…. Раньше агентский тандем сестёр Катковых назывался «Берег», теперь – «Алкор». В общем, я 5 лет был у них «под крылом». Но последние два чет прям ничего не происходило. Мне кажется, ошибочно считать, что твоя работа заканчивается тогда, когда актёр вышел на свой первый съёмочный… А дальше – только сливки снимать. Сосватали – и слава Богу! Нет… Так не пойдёт! Со мной точно… Агент – это тот человек, который должен довести актёра в проекте до конца и отследить, чтобы пункты договора не нарушались. По их поведению стало понятно, что им это не важно и не интересно. При этом, денег хотели… сразу! День отснялся – заплати! Поразительная ушлость! Могли в 5 ночи – утра позвонить, напомнить, что пробы в 14:00, когда со смены домой пришёл в три утра, и не забыть сказать, что задолжал им пару тысяч рублей… В общем, ребята, которые в «Алкор», крепитесь! Я вам не завидую, как и вы мне.., надеюсь (улыбается). Расстался с агентами летом. Будем что-то искать. У нас же напрямую звонят редко, всё через «кастингдиров».
Какую свою кинороль особо отметил бы?
Никакую… (задумывается). «Знакомство» (реж . Илья Максимов).
Ну, может, была какая-то работа, которая дала что-то полезное в профессиональном плане?
Любое время в режиме съёмки полезно для актёра как нормо-час. И чем больше будет этих часов, тем больше уверенности он – актёр внушит кадру. Ок, наверное, – фильм Эллы Омельченко, по сценарию Дмитрия Лемешева «Пациенты»… Любопытное кино вышло, заставляющее задуматься. Со мной снимались Тимофей Трибунцев, Дмитрий Мухаммадиев и Марьяна Кирсанова. Это 12-ый год.
Получается ты в кино 16 лет уже, да? Нет 18. С 2001 года же.
19… 20 скоро.
Не хочется всё бросить? Плюнуть и что-то другое начать. Или кино – это все для тебя и ни шагу влево?
…провоцируешь! Хочется, конечно! Просто я понимаю, что далеко уже не уйдёшь… Хотя.., если очень захотеть или сильно припрёт, можно и не то начать.
Можно же что-то околокиношное, околотеатральное? Курсы вести те же, актерские, нет?
…эта ниша уже занята бездарностями! Это можно всё сделать… Сейчас тебя по интернету за 2 часа готовы обучить чему угодно и как угодно! Причём, чем дороже – тем быстрее. Лохотрон! Чтобы чем-то заниматься, надо в этом разбираться. Вопрос собственной заинтересованности. Видимо, пока я себя сам не заинтересую, вообще ничего не произойдет! Вот и не происходит…
А что со службой в театре?
Я отслужил в Театре Российской Армии, в команде актёров. Играли спектакли, убирали территорию, ставили декорации, помогали переезжать, гардеробщиками выступали – всё делали.
Жвачки с подлокотников кресел отфигаривали, банкеты накрывали-убирали. Для жюри КВНа первые 4 ряда кресел снимали, а когда заканчивался, обратно всё ставили. Было в меру интересно.
Сын родился в этот же период? Сколько тебе было?
23 было. Сын родился 2 апреля. В какой-то момент я психанул и не пришел на построение к 9:00. Вычитал, что по Уставу мне положен месяц отгула в связи с рождением. Как же тогда орал наш прапорщик – Владимир Петрович Милев: «Баршаааак! Ты что охренел?! Чтоб был здесь, это самое, через 5 минут, я сказал!! Ты где, я не понял?!». «В кровати», – ответил я. Прапорщик орал, а я слушал и улыбался внутри, зная, что со мной ничего не сделают. Не тут-то было!
Спустя месяц, 9-го мая, в праздник Владимир Петрович оставил меня дежурить на всей территории ЦАТРА одного. А я накануне дико отравился креветками. Помню, было так отвратно, что ко мне даже отец приехал, узнать что со мной. Настолько хреново было, что даже к местному телефону не мог подойти, но прапорщику было всё равно, он решил отыграться за месяц отгула, видимо.
Да, уж… Вроде и не сказать, что курорт, но всё-таки не стандартная у тебя какая-то армия была.
А что мы знаем о ней, о стандартной? Ну, правда… Ни-че-го! Только понаслышке… Всё зависит от военчасти, от командиров! У кого-то армия становится лучшими годами в его жизни. Всё в сравнении.
Кто-то может привыкнуть ?
Все привыкают ко всему! Дай срок. Может, ЦАТРА и курорт, конечно, но не для срочников, это точно. Сейчас легендарной актёрской команды уже нет. Пожарники остались только. Актёров расформировали из-за дебила одного, неважно. В общем, пытаюсь Фёдора надоумить, чтобы взялся за голову и добросовестно относился к тому, что он делает.
Мечта у тебя есть?
Да. Мечтаю вернуть истину на круги своя. Хоть это и утопия… но правда одна – всё остальное – ложь! Люди мечтают тогда, когда у них голова не забита мыслями о пропитании на день грядущий. А таких людей – 90%! Больше, чем нам кажется…
Надо и нужно мечтать, согласен. Сейчас как-то больше думается о том, чтобы не заболеть и родные здоровы были, ну и чтоб лям мой, украденный со счета банковского, вернулся… А вообще – главное, чтоб детишки здоровыми и счастливыми росли! Всё остальное можно решить.
Сколько детям сейчас?
17, 11 и 4 месяца.
17 – это уже школу заканчивает?
Ага…
Федор куда-то конкретно уже поступать собрался?
В театральный, на актёрский. Но для этого ЕГЭ ещё сдать надо.
А в армию не загремит?
Если не загремит в театральный, загремит, куда сказала… Не поступит – пойдет служить.
Ты в старшем сыне видишь себя?
Вижу. Это-то и пугает страшно! Летом, вот, он был в городе Кадникове.
Это где?
Километров 250 от Москвы. На общественные работы ездил, со школой волонтерить. Раньше это называлось – «на картошку».
А он такой же как и ты? В смысле, киношник – театрал?
Киношный театрал, да…. Удивлял с детства, перевоплощался на раз. Наблюдательный он очень.
Ты его брал с собой за кулисы? На съемки?
Он со мной был в тот вечер, когда я спектакль пропустил… Это ему тогда дозвонились из театра, мой телефон сел.
Спектакль сыграли, не отменили?
Да, в тот вечер роль Рэндла Эттеруорда сыграл Евгений Каменькович. Она там не сильно небольшая.
«Дом, где разбиваются сердца» давали?
Да, Бернарда Шоу. Пьеса гениальная, а поставлена наоборот, простите… Евгений Борисович. Я тогда был за кулисами, досматривал второй акт. Рядом сидел на стуле 12-летний сын и тоже смотрел. Я видел всех своих коллег, Каменьковича… Федю, который понимал, что ничем хорошим это не кончится… Стало вдруг стыдно. И тут меня как будто осенило – осознал, что не зря пропустил этот спектакль. Начался новый этап в жизни – без «Мастерской»… Грустно стало. Спасибо за кофе, кстати, очень вкусный.
У Фоменко были роли в спектаклях, где тебе было комфортно?
Были… «Безумная из Шайо» и «Египетские ночи». То-то был спектакль!
«Египетские», по-моему, возродили же, да?
Спектакль воссоздала Майя Андреевна Тупикова – жена Петра Наумовича. Я на него ходил.
И как тебе?
Он сейчас идет в новом здании, а мы его играли тогда в старом .
А вместо тебя кто? Буторин?
Нет, Буторин – Чарский. Он играет роль Андрея Щенникова. А вместо меня роль «мой мальчик», так её Фома окрестил, – Саша Мичков. Пришёл я как-то на спектакль, смотрю, вдруг у Сашки, когда он стоит и наблюдает за первой ночью, держась руками за балку, чуть ли не падает занавеска зелененькая (единственный элемент костюма). Для кого-то трагедия, а Пётр Наумыч научил любить и принимать казусы на сцене за великое счастье .
Помню как мы с Петром Наумовичем утвердили эту занавеску. Она была из подбора, когда еще костюмы не пошиты и все надевают приближенные к замыслу художника вещи, чтобы правильно ощущать «не себя» на сцене. Я настолько слился с этой тряпочкой-занавеской (Фома ее так назвал), что она до сих пор играет в спектакле. Помнишь, да? «Вдруг из толпы один выходит… вослед за… , вослед за ним и два других»! Вот, у героев там элементы костюма и реквизита. У одного, значит, поднос, у Флавия, с такой… с булавой, грубо говоря. У другого подсвечник с… я уже забыл, что у Илюши… Ааа!! Лавровый венок иезуита. А у меня была эта занавесочка, вооот.
Ну и как было тебе смотреть свой спектакль из зала?
Ничего… похоже (улыбается) Я этот спектакль наизусть знал. Могу хоть сейчас за всех пересказать слово в слово, интонация в интонацию. Реально в этом спектакле ничего не поменялось и это хорошо, потому что он поставлен Петром Наумовичем, и хоть некоторые го-во-рят вот-так-вот.. на этой сцене, в спектакле это выглядит органично. Вообще, когда ушел Фома, я высказался за политику сохранения и воссоздания всех его спектаклей, тем самым мы бы продлили театру уже и так отведённые ему годы. Но Евгений Борисович Каменькович считал иначе. Теперь он всё же вернулся к тому, что их постепенно восстанавливают. И то! Если бы не Майя Андреевна, не видать нам «ночей Египетских» как своих ушей.
Каким составом играют «Египетские»?
Почти тем же. Вместо Щенникова – Буторин. Курдюбова, по-моему, играет. Агуреева… Да, не помню. Спектакль так взяли да поменяли, что в нем ничего не изменилось, практически. И это здорово. Только играют сейчас на сцене, а не в щелях… (так Фома называл залы в старом здании).
Давай вернемся к мирской жизни. Экстрим любишь?
Ну, как-то я ездил и на велосипеде, и на самокате по ТТК, в свое время. Его только запустили тогда. Так быстрее выходило.
Господи…
Да, было такое в начале нулевых…
Нельзя же. Нельзя по трешке!
Кому нельзя!? Я ездил. От дома до театра 30 минут выходило. На машине по пробкам дольше… С парашютом, вот, не прыгал. Не знаю хочу ли я этого или не хочу – по-моему, не очень, если еще не прыгнул.
Съездил на «Жестокие игры», на «Большие гонки», сильно травмировался. Вот где настоящий экстрим в своем роде. Было это в 2010 или 11-м году. Теперь проблемы с позвоночником. Как настоящий друг, братское сердце, Олег Масленников-Войтов заменил меня в конкурсе с быками, потому что после предыдущего дурно стало. Шахназаров мне таблетку от давления дал, очень сильно упало. Так вот… Олег пошел вместо меня к быкам и сломал лодыжку в пяти местах. В итоге на два месяца остался там в больнице, потеряв и здоровье, и работу. Вот тебе и цена действительно «жестоких» игр! Я к чему все это..?! Каждый должен заниматься своим делом! Посылать актёра отстаивать честь страны на публику такое себе…
А участников страхуют как-то?
Нет.
Вообще никак?
Страхуют на… какую-то смешную сумму, даже не смешно. Олегу сделали операцию, да неудачно ещё. Потом ломали – делали заново. Всё это в пригороде, больница – дрянь. А у него ещё и съемки в сериале продолжались, сниматься уже не смог, конечно. Получилось так, что я у него работу отнял. В общем, неприятная история вышла. Олежка, прости меня.
Какое-то время назад опять всплыл «Форд Боярд», много кто из актеров снимался. Тебя не звали?
Не-а. Пока нет. А кто позвать-то должен? Старец Фура? (улыбается)
Я тут про «Гренки» вспомнила. Что с ними стало? Они сейчас вообще существуют?
«Гренки» были… Уже пять лет как у Жени Цыганова проект «POKAPRET». Из группы, про которую ты вспомнила, я ушел давно. Мы собирались старым составом еще в 2008-2009 году. Прошло 10 лет, захотелось чего-то нового… А мы в итоге вспомнили старое и закопались. Оказалось, выросли мы из этих штанишек. Было смешно: 20-летние мы – это было бодро и весело, ребята отрывались на сцене, пусть даже не в ноты, было пофиг, а я уже тогда так не мог… Всё оставляло желать лучшего – и вокал наш и исполнение, всё. Я сказал, что так больше не могу, простите.
То есть музыки сейчас в твоем творчестве нет?
Музыка в моём творчестве… А, звучит! Я сделаю обязательно свою музыкальную программу. Нашел музыкантов, с которыми мне хорошо, и главное им со мной тоже. Но вот опять все упирается во время. Хорошие сильно заняты и стоят… Поэтому, когда появится возможность – сделаю. Надо опять же продюсера всей этой затеи найти, того, кто будет заинтересован не только материально, но и по – человечески. А так… Голос у меня есть, вроде, чувство ритма тоже.. .Как мне сказал Демьян Курченко: (гр.«Мачете» – прим. ред.) «Почему ты ещё этого не сделал? Это преступление против себя! Вот люди безголосые почему-то прут на сцену как грибы, а ты – обладатель голоса и всего… почему ты еще этого не сделал?! Не понимаю». Я вот тоже не понимаю! Видимо не время сейчас. А как известно всему свое… Музыку мы еще сделаем, с музыкой у меня роман особый. Кто-то живет здесь и сейчас, а кто-то там и потом. Вот, я видимо из вторых (улыбается).
Ты на концерте Алексея Горбунова был когда-нибудь? Вы же снимались с ним вместе.
Да, был. Очень давно. В 99, по-моему, в «Маяке». Лёша же сейчас не ездит в Россию. Очень закрылся после Крыма. Знаю, что живет в своем доме под Одессой. Мы с ним снимались в последний раз в 12 году в Киеве. Потом связь потерялась… Некоторые друзья из Киева всё же отвернулись.
Как ты считаешь, какой ты отец?
Хотел сказать «никакой». Потом подумал: «Ну, какой же я никакой?! Я ведь – какой-то». Я – не хороший отец, скажу так, но и не отвратительный, и не ужасный. Со мной можно оставить детей, начиная с их первого дня. Всегда будут сыты, одеты и выгуляны. Так у меня и было со старшим. Я почему в театр-армию не ходил с 1-го апреля по 9 мая..? Не потому, что пошутил по-апрельски, а жена в больницу попала, я две недели с новорожденным Фёдором тусовался.
Кстати, почему у тебя оба сына с именем на «Ф»? Совпадение?
С Фомой у тебя сомнений не возникает… уж изложился! Из песни, как говорится, слов не выкинешь… Петра Наумовича удивило и обрадовало, что я назвал сына так. Он меня даже спросил: «Почему Фома?». А я говорю: «Петр Наумович, я не знаю.., так вышло». Он кивнул: «Понятно…». Я видел, что он так слегка довольно улыбнулся себе в усы.
Так и первый тоже на «Ф» – Федор.
Наблюдательная! Божий дар – (греч.) Теодор. Что тут добавить? Имя красивое, Библейское. Нам тогда понравилось. Вспомнил! Фёдор, когда родился всё-таки побывал на руках у ящера Наумовича. Я его тогда ему прям вручил! Средний – Фома… кто не знает – близнец (греч.) И самая моя маленькая… Прасковья. Дочку был соблазн назвать Фросей, Феклой, Фаней… но есть еще и не на «Ф» красивые имена!
Что для тебя свобода?
Свобода..? В наше время это – своя квартира, если таковая имеется. А, если серьезно, свобода – это, когда ты свободен от самого себя: ты можешь свободно передвигаться по миру и тебя ничего не сдерживает, кроме того, что волнует! Когда ты ни о чем не думаешь и просто можешь громко закричать, например, на весь лес как и что хочешь. Ну, или не в лесу… всё равно где! Свобода – это состояние души!… Она – либо в тебе есть, либо ее нет. Но нам все так прекрасно обустроили и преподнесли…!! Дескать – купайтесь в ней… Свобода… Свобода – это статуя такая (улыбается).
Хороший ответ.
В затруднённых обстоятельствах!
А ты, кстати, не думал о том, чтобы эмигрировать, куда-то уехать?
Сейчас..? Куда..? Зачем..? Кому мы там нужны..?! Там хватает и своих… идиотов! Где родился там и пригодился. А бабушки с дедушками..?! На кого их тут оставить? А так, было дело, давно еще… Немцы откупались за холокост в своё время. Тогда уже поняли,что страна не резиновая… Прикрыли лавочку.
Значит, возможности все-таки были?
Ну да, это где-то 98-99 год. С предками сдавали документы. А потом задумались, ну куда мы?… В гетто? Тогда в мои 17 это было реально. Но сейчас к сорока… Кроме того, масса факторов, которые не отпустят уже отсюда. Предки… Уехать куда-то от их могилы не могу. Не могу и не хочу.
Все, прям, такие древние, куда деваться!
Никуда не деться от своего древа. Два-три года назад, я может и не сказал бы так, а сейчас начинаешь догонять.
Тебе же 39?
Угу… ещё… Сейчас семь раз отмеришь, один отрежешь, прежде чем что-то сделать. Побежать, прыгнуть, похвастать там.., даже перед сыном… а зачем? Нет. Не то, чтоб инфантилизм улетучивался из сорокалетнего тела. Нет, наоборот! Включается то ли мозг, то ли вот эта ответственность за всё.., будь она неладна. Но это уже есть и от этого не убежать. Мы же теперь отвечаем за своих… Нам и нести крест за их жизнь и здоровье. В виду последних событий с этим вирусом, «на удалёнке» – ненавижу это словечко, начинаешь понимать ценность человеческих отношений и жизни в целом, приходя к выводу, что она, эта наша жизнь, – всё, что у нас здесь осталось.
—–
Беседовали: Наталия Козлова, Татьяна Абовян
Фото: Борис Смирин
*Курение вредит вашему здоровью