Кажется, что цветное телевидение не сильно отличается от чёрно-белого. Принцип построения цветного изображения известен давно. Достаточно раздробить картинку на три, по одной на базовый цвет: красный, зелёный и синий. Затем, эти изображения совмещаем и получаем множество цветов и оттенков.
Перед вами продолжение моего предыдущего поста "Когда на самом деле появилось телевидение и кто его изобрёл". Пришлось разделить на три, чтобы не утомлять читателя большим количеством непонятных букв.
Цветное телевидение на трёх катодных трубках
Попытки создать цветное телевидение разбивались об элементную базу. На механической развёртке даже чёрно-белое движущееся изображение было проблемой, ну а цветное так вообще.
Но всё изменилось, когда началось активное применение катодных трубок. Это я так про кинескопы загнул.
По принципу действия катодная трубка обычный триод, который проходят в школе на уроке физики.
Т.е. имеем катод из раскалённой вольфрамовой нити, имеем сетку, к которой стремятся электроды с катода и которую разогнавшись пролетают насквозь. Разница лишь в том, что эти электроны в конце ударяются не в анод, а в экран. В экран с веществом, которое светится в момент попадания разогнанного пучка электронов.
Поскольку электроны имеют заряд, пучок можно отклонять с помощью электромагнитов на разное расстояние от центра экрана. Отклоняя пучок на экране можно что-нибудь рисовать. Вот и весь основной принцип.
В чёрно-белом телевизоре, такая трубка одна.
В 1940-м году, в США, был продемонстрирован телевизор, который использовал сразу три катодные трубки (по одной под каждый базовый цвет).
Формально, это было как бы три телевизора (по одной несущей частоте на цвет), но с одним экраном. Соответственно, и по цене такой монстр выходил втрое дороже.
Четыре канала передачи (четвёртый на звуковое сопровождение) это очень широкая полоса частот. Только представьте, что каждый телецентр должен будет докупить ещё по два (а лучше три) передатчика к уже имеющимся. Потом арендовать частоты под них. А ведь подобный цветной телевизор ещё должен понимать под какой цвет какая частота у какого телецентра.
Добавьте сюда стоимость подобного телевизора (втрое дороже обычного). И "вишенкой на торте" отметим тот факт, что телевизор с тремя катодными трубками сильно искажал полутона.
Естественно, идею зарубили и внедрять не стали. Эра чёрно-белого телевидения продолжилась.
Способ номер два
Понадобилось девять лет (если бы не война, может всё случилось бы быстрее, а может и наоборот), чтобы найти приемлемое решение.
Его предложила компания RCA в 1949-м году. Они разработали последовательную передачу точек по одному каналу. Т.е. одна несущая частота для передачи изображения, как в случае с чёрно-белым телевидением. Сигналы для Красного, Зелёного и Синего слоёв мультиплексировались на частоте 3,8 МГц и выводились на трехкинескопном мониторе.
Но и этот вариант тоже не пошёл, поскольку такая система мультиплексирования была признана слишком сложной, а телевизоры получались огромными (но не экран) и использовали большое количество радиоламп.
Чтоб вы понимали, радиолампы время от времени перегорают и нуждаются в замене. Каково это обслуживать телевизор со 108-ю лампами? Ну... телемастера будет проще поселить прямо у себя, чем вызывать каждый раз.
Так что, это тоже не стоит считать цветным телевидением. Ведь если это не смогли и не захотели внедрить ни тогда, ни тем более сейчас, значит изобретение не было годным.
Кто изобрёл цветное телевидение?
Изобретателем цветного телевидения можно считать Джона Бэрда.
Но не потому, что он смог передать движущееся цветное изображение ещё в 1929 году.
Передача осуществлялась диском Нипкова с тремя спиральными группами отверстий, закрытых красным, зелёным и синим светофильтрами. На приёмном конце системы для синтеза изображения использовался такой же диск и три источника света основных цветов. 4 февраля 1938 года Бэрд продемонстрировал новую «театральную» систему, передав из своей студии в Хрустальном дворце изображение с разрешением в 120 строк на экран размером 3?4 метра в лондонском театре Доминион.
Но это всё только подготовка.
А вот в 1940-м Бэрд начал разработку системы "Телехром". И это как раз стало началом цветного телевидения, каким мы его знали.
В системе использовался один кинескоп с одной лучевой трубкой и два луча. Каждый из них светил под углом на свой слой люминофора с разным цветом свечения. Соответственно, использовалось всего два цвета: голубой и пурпурный. Получалась упрощённая цветопередача, но это было уже реальное цветное телевидение.
Затем, добавили третью электронную пушку и двусторонний полупрозрачный растровый экран. Это дало возможность использовать три базовых цвета.
Изобретение продемонстрировано летом 1944 года. Направление признано перспективным и... Брэд внезапно умер. Изобретатель умер, но дальнейшие исследования пошли именно его путём.
Есть ещё один важный момент. Кроме способа передачи и формирования цветного движущегося изображения, решалась и другая проблема. Проблема совместимости частот вещания черно-белого телевидения и цветного. Это было нужно для того, чтобы цветные каналы можно было смотреть на чёрно-белом телевизоре. Согласитесь, важное дело.
Совместимости добились в 1953 году. Стандарт передачи назвали NTSC, а первый цветной телевизор работающий в нём именовался как RCA CT-100. Стоил такой телевизор 1000 долларов, что по тем ценам довольно дорого. Однако, в 1955 году этих телевизоров было выпущено 40000.
А что СССР?
В СССР аналогичный стандарт (похожий, но всё-таки свой) разработали в 1960 году. Однако NTSC оказался не идеальным. Он был неустойчив к фазовым искажениям, и в СССР его не стали внедрять.
В 1967 был разработан другой стандарт SECAM и в том же году состоялась первая широковещательная передача в этом формате.
С разу же (в 1967-м) начат серийный выпуск цветных телевизоров «Рубин-401», «Радуга-403» и «Рекорд-101».
Так начиналась эра цветного телевидения в мире.
Продолжение следует.