Найти в Дзене
Юрий Знаменский

Моя история. Ч.11. Как я нашёл могилу деда.

Ч.10 << Начало Итак, если предположить невозможное. То получается, что мой дед в загробном мире решил с помощью меня восстановить своё доброе имя. И мне понадобилось полжизни чтобы понять это. Хорошо, допустим, что я это понял. Что дальше я должен делать? Наверное, для начала, отыскать место захоронения своего деда. Этим я и занялся. В интернете только-только начали появляться поисковые сайты с местами гибели и захоронений бойцов, погибших во время Великой Отечественной Войны. Но ресурс этих сайтов и сейчас не очень велик, а тогда был ещё меньше. Вначале я «забил» полные данные деда (какие знал, конечно): фамилию, имя, отчество, год рождения, место призыва. Ни один поисковик результатов не дал. Потом продолжил поиск по отдельным параметрам. Сначала только по фамилии. Фамилия у моего деда достаточно редкая: Ягуткин. Поисковик выдал несколько вариантов. Но все мимо. Потом ввёл только имя и отчество: Василий Яковлевич. Вариантов получилось много, но правда они располагались в алфави

Ч.10 << Начало

Итак, если предположить невозможное. То получается, что мой дед в загробном мире решил с помощью меня восстановить своё доброе имя. И мне понадобилось полжизни чтобы понять это.

Хорошо, допустим, что я это понял. Что дальше я должен делать?

Наверное, для начала, отыскать место захоронения своего деда.

Этим я и занялся.

В интернете только-только начали появляться поисковые сайты с местами гибели и захоронений бойцов, погибших во время Великой Отечественной Войны. Но ресурс этих сайтов и сейчас не очень велик, а тогда был ещё меньше.

Вначале я «забил» полные данные деда (какие знал, конечно): фамилию, имя, отчество, год рождения, место призыва.

Ни один поисковик результатов не дал. Потом продолжил поиск по отдельным параметрам. Сначала только по фамилии. Фамилия у моего деда достаточно редкая: Ягуткин. Поисковик выдал несколько вариантов. Но все мимо.

Потом ввёл только имя и отчество: Василий Яковлевич. Вариантов получилось много, но правда они располагались в алфавитном порядке. На букву Я оказалось несколько десятков фамилий. Пришлось просмотреть все.

И, о чудо! Ягушкин Василий Яковлевич, 1907 года рождения, призванный Оханским РВК Молотовской области, это и есть мой дед. В качестве подтверждающих документов скачался отсканированный лист из Журнала потерь, в котором всего одна строка отводилась моему деду. Неизвестной рукой было ещё написано: дата гибели – 14.08.1942г., место гибели – д.Старцево, воинская часть – 136 отдельная стрелковая бригада, жена – Знаменских Людмила Александровна.

Слова моей бабушки Мили подтвердились. Мой дед действительно погиб у деревни Старцево Ржевского района Калининской области.

Осталось найти место захоронения. Здесь могли возникнуть сложности. Я изучил Ржевскую битву и выяснил, что той местности бои длились около трёх лет и погибло там более двух миллионов наших солдат. Всего захоронений в Ржевском регионе поисковик мне выдал около двух десятков по 10-15 тысяч человек в каждом. Это максимум 500 тысяч погибших. А где оставшиеся 1,5 миллиона? В лучшем случае тела погибших солдат присыпали землёй местные жители там, где застала их смерть. А большинство просто осталось лежать навсегда под открытым небом на съедение хищникам.

Для того чтобы выяснить при каких обстоятельствах погиб мой дед я изучил боевой путь 136 отдельной стрелковой бригады. Меня интересовала конкретная дата – 14 августа 1942 года. Если наши войска отступали в этот день, но шансов найти захоронение практически никаких. Если же мой дед погиб при наступлении, то шансы какие-никакие есть.

Оказалось, что в день гибели деда 136 осбр вела наступательные боевые действия. Этот факт давал шанс, что тело моего деда было захоронено по всем правилам войны.

С энтузиазмом я принялся изучать списки всех близлежащих от деревни Старцево захоронений.

И в списках захоронения рядом с деревней Гнилёво, что в пяти километрах от Старцево, я обнаружил красноармейца Якутина Василия Яковлевича, 1907 года рождения, дата гибели 14.08.42г. Всё кроме фамилии совпало. Без сомнения это мой дед.

Итак, место на карте, где расположена деревня Гнилёво, я нашёл. Это в 12-ти километрах от Ржева в сторону Твери. Осталось за малым – найти захоронение не местности.

Уголок отдыха "Причал Надежды"

Уголок отдыха "Причал Надежды"
Уголок отдыха "Причал Надежды"

http://www.prichal-nad-seliger.ru

Оказалось это не так просто сделать. Всё дело в том, что дорог там нет вообще. Есть колея от трактора Белорусь. Видно кто-то туда ездит один или два раза в год.

Сразу после съезда с автотрассы Ржев – Тверь начинается громадный луг. По нему надо проехать до опушки леса километра 3. На первый взгляд луг выглядит довольно ровным. Но это только на первый взгляд.

Первый раз я попытался доехать хотя бы до леса на рамном внедорожнике Ниссан-Навара. Но очередная ложбинка оказалась настоящей ловушкой для машины. Видимо это была старая траншея или противотанковый ров. Моя Навара как раз своей рамой и легла на края бывшего военного сооружения. Колёса остались вращаться в воздухе. Что я под них только не подкладывал. Вырубил все близлежащие кусты. Всё тщетно.

И только когда сел на колени перед капотом машины и единственным инструментом, который у меня был, охотничьим ножом, вырубил в грунте свою траншею поперёк старой, только тогда передние колёса упёрлись в грунт, и машина выскочила из западни.

- Ну дед, преподал ты мне урок рытья траншей, - подумал я про себя, - наверное хотел дать мне почувствовать каково это было тебе тогда в далёком 42-м.

Дальше в этот раз я не поехал. День уже клонился к закату, да и сил уже не было. А мне ещё до дома 250 километров ехать.

Следующий случай выдался через год или два. В этот раз я благополучно доехал до опушки леса. Дальше пошёл пешком, потому что дороги практически в лесу не было. Была только колея опять от колёсного трактора типа Белорусь. Причём через каждые примерно метров 100 эту колею пересекали поперечные ложбины. Наверное тоже следы оборонительных сооружений Великой Отечественной Войны.

Пошёл моросящий дождь. Лес закончился, впереди оказался заболоченный луг. Если в лесу есть возможность перескочить ложбинку по корням деревьев, то на лугу такой возможности нет. После первой же попытки перейти очередную ложбину по старому бревну нога предательски соскальзывает в лужу и вода залила сапог через голенище.

Сверху льёт, в сапогах вода. Опять испытывает меня дед на прочность. Хорошо ещё, что лето и не так холодно. В конце концов я перестал обращать внимание на лужи и бодро зашагал вперёд. В сапогах всё равно вода по самые голенища.

Через некоторое время, спасибо GPS-навигатору, я вышел к деревне Гнилёво. Но легче мне от этого не стало. В деревне сохранились всего три дома. Стёкла окон домов целы, на дверях замки. Из людей - ни души. Только небольшие домики улей кучкой стоят во дворах уцелевших домов. А кругом трава с человеческий рост. Я побродил от дома к дому. Где искать захоронение? В какой стороне от деревни? Не известно. Так неудачно закончилась моя вторая попытка найти могилу деда.

Найти братское захоронение я смог только с третьего раза. Так же как и в прошлый раз, доехал на машине до опушки леса. Дальше пошёл пешком. День был солнечным, прогулка оказалась хоть утомительной, но достаточно приятной. Солнце греет, птички поют. В деревне, на мою удачу, оказался живой человек. Это пасечник приехал за мёдом. Он то мне и показал место, где находится братская могила солдат, погибших во время Великой Отечественной Войны.

Ура, дед, я выполнил то, что ты от меня добивался столько лет. Я нашёл место твоего последнего пристанища на Земле.

Когда подрастут мои внуки, внуки брата Жени и сестры Наташи, я обязательно их сюда привезу.

Спи Дед спокойно, теперь мы Тебя никогда не потеряем.