Откуда есть пошли «большие цифры» в финансах
Финансовая сфера переполнена различными специфическими терминами, и это относится не только к теоретической части, но и ко вполне практическим названиям. Но многие люди не задумываются о том, что даже похожие термины могут быть совершенно не связаны, и чтобы начать говорить об Энроне, от таких заблуждений нужно избавиться.
Итак, речь пойдет о «большой тройке» и «большой четвёрке», а в частности о том, что стоит за этими словами и почему они обозначают совершенно разные вещи.
В целом, идея за обоими терминами одинаковая – так обозначаются крупнейшие компании в какой-то области. Только вот области, хоть и относятся к финансовой сфере, на деле не то, чтобы сильно были связаны.
«Большая тройка» – это совокупное название трёх крупнейших консалтинговых агентств в мире. Чем они занимаются? Консультируют фирмы по поводу стратегических решений за очень и очень большие деньги. Собственно, их названия и так у всех на слуху:
«Большая четвёрка» – это четыре крупнейшие аудиторские компании в мире. То есть те, которые проводят независимую проверку предприятия и гарантируют инвесторам, что все хорошо и можно дальше вкладывать сюда деньги. Основная тонкость в том, что помимо схожего названия, все эти компании тоже стали заниматься стратегическим консалтингом в качестве диверсификации спектра предоставляемых услуг.
История «большой четвёрки»
Большинству людей покажется странным, что в консалтинге было выделено не три первых места, как происходит обычно (к примеру, Википедия выдает целых 23 варианта по запросу Big Three), а четыре. Казалось бы, надо убрать одну фирму, и всё будет как у людей.
На самом деле, объяснение достаточно простое – изначально было восемь крупнейших аудиторских компаний, и носили они соответственно громкое название «большая восьмёрка».
Их история уходит корнями в 20-ый век, и большую его часть фирмы делили этот рынок между собой, пока в 80-ых годах не начались сделки слияния и поглощения между ними. Закончилось это действо в 1998 году, когда на рынке установилась «большая пятёрка».
А вот о том, как умудрилась пропасть с рынка Arthur Andersen, одна из пяти крупнейших аудиторских фирм на начало 21-ого века, при этом ни с кем не слившись, и будет эта история.
Enron Corporation и отмывание денег наоборот
Энрон был одной из крупнейших американских энергетических компаний. К 2001 году, когда ситуация достигла критической отметки, он занимал около 20% рынка американской энергетической промышленности. Так что, если хочется подобрать какое-то сравнение, то можно представлять себе Газпром или Роснефть.
А в чём же заключалась ситуация? Все началось в 90-ых годах, когда Энрон начал активную диверсификацию бизнеса и создал большое количество разнообразных дочерних организаций. Это позволило корпорации быстро распространиться на все 5 континентов и активно вести там свою деятельность. С другой стороны, компания вела идеальную кредитную деятельность, имела безупречные рейтинги в кредитных агентствах и полное отсутствие долгов. В чем же подвох?
Подвох был как раз в тех дочерних организациях, многие из которых служили не для того, чтобы строить электростанции или заниматься чем угодно, чем должны заниматься энергетические компании, эти организации просто существовали, стараясь не быть никак связанными с самим Энроном.
А сама компания в это время активно занималась секьюритизацией (той самой, которая вскоре повлечет мировой кризис). Схема была простая и отработанная годами: Энрон продавал свои долги, и получал за это деньги. Компании же, в свою очередь, реформировали выкупленные долги и продавали их как ценные бумаги. С этой продажи они выручали деньги, на которые могли продолжать скупать долги компании. То есть там, где обычно компании скрывают прибыль, Энрон скрывал убытки.
Получалось, что на балансе Энрона формально нет никаких долгов, а 692 компании по одному адресу на Каймановых островах как бы вообще с ним не связаны. Проблема в том, что ценные бумаги продаются, и денежные выплаты по ним должны проходить. И в какой-то момент этот карточный замок должен был сложиться внутрь себя, что и произошло осенью 2001 года. В отчетности Энрона появляются $1.2 млрд убытков, которых никогда не было раньше. А дальше абсолютное падение цен на акции компании с ~$90 до центов, и, как итог, банкротство в начале декабря того же года.
А при чем тут «большая пятёрка»?
А с этим пунктом все вообще просто. Arthur Andersen была аудиторской компанией, которая каждый год подтверждала, что Энрон предоставляет верную отчетность по своему финансовому состоянию и не пытается ввести инвесторов в заблуждение.
Как только начался судебный процесс над Энроном (где основным пунктом как раз была фальсификация отчетности, потому что все остальное было абсолютно легально), началось расследование других клиентов Arthur Andersen, некоторые из которых решили тоже объявить банкротство.
Вишенкой на торте, стали доказательства того, что аудиторы Arthur Andersen уничтожали документы, подтверждающие сговор между ними и Энроном. Так в течение пары месяцев компания потеряла почти сотню лет репутации, и «большая пятерка» одномоментно стала «большой четвёркой».
А что дальше?
Это скандал стал одним из самых ярких примеров финансового мошенничества в истории и имел множество последствий.
Самым ярким можно определенно назвать экстренное развитие внутреннего контроля в Америке, где согласно акту Сарбейнза-Оксли, в частности пунктам 302 и 404, фирмы должны отчитываться буквально обо всем, что происходит внутри, как это контролируется, и есть ли хоть малейший намек на то, что этот контроль не совершенен.
Так что если кто-то сейчас мучается с реализацией систем внутреннего контроля, то теперь вы знаете откуда это пошло.