Странная история Юрия Мамлеева
Очарованный остров. Новые сказки об Италии. ч. 4
С чего начинается абсурд?
Абсурд - это не бессмыслица. Чтобы чётко разграничить эти два понятия, посмотрим на 2 фразы:
- Огонь горел, потому что гладиолус
- Сын бездетных родителей
Первое утверждение бессмысленно. Почему? Потому что гладиолус.
А вот второе содержит в себе противоречие.
Противоречие - уже некая структура. Если разбираться дальше, станет очевидно, что ситуация вполне возможная. Например, речь идёт о ребёнке, усыновлённом бездетными родителями.
Таким образом, чувство абсурда - это наша реакция на целое с очевидными внутренними противоречиями. Но постойте! А разве мир вокруг нас живёт как-то иначе?
В случае с простейшим примером из Википедии мы выходим из абсурда при помощи перетолкования фразы. Это означает, что мы достаточно адекватны для того, чтобы разграничить Язык как способ выражения и Положение вещей как фактическую данность.
Ок, так откуда же берётся противоречие? Из Языка или из Положения вещей? Во фразе "сын бездетных родителей" как бы пересекаются 2 разные системы:
1) Мир, где отсутствию биологических детей соответствуют знак и статус "бездетность";
2) Мир, где социальная реальность считает возможным усыновление и имеются знак и статус "родитель" в этом смысле.
Получается, чувство абсурда - это хороший знак. Знак, что мы чего-то не понимаем, но вот-вот поймём. Мир вокруг больше никогда не будет прежним. И от этого появляется настоящий азарт!
«Небо в этот день было неприятным, точно это было не небо, а существо»
- так начинается новелла Юрия Мамлеева "Странная история".
Мир Мамлеева похож на мультик, в котором всё вылеплено из пластилина. От этого создаётся впечатление массы и игрушечности. При этом становится страшно, когда в странноватых фигурках узнаёшь более чем реальных людей.
В центре новеллы - приключения ума Гриши Смётова - типичного московского обывателя.
Сцена 1. Убью, если скажешь, что я хороший человек
... И семья, и друзья Гриши знали, что он в какой-то мере шутник, хотя шутки и причуды его были порой ... дикие. Так, например, Гриша крайне негодовал, когда его принимали за хорошего человека. Однажды он даже набросился чуть не с кулаками на одного своего знакомого, когда тот поднял в одной компании за доброту, талант и чистоту души Гришиной. Еле отбили его...
Смешно и абсурдно, но как реально!
Сцена 2. Я тебе про Фому, а ты мне про Ерёму
Гриша куражится и юродствует, ищет «неведомое в смерти», навязывая всем свою "сверхидею". События развиваются парадоксально, под аккомпанемент переживаний родных Гриши. Как ему помочь? Свояченица Гриши удачно оказывается психологом, но в диалоге с матерью неожиданно заявляет:
— Мама, успокойся… Во-первых, я, как психопатолог, могу тебе сказать, что вся эта психопатология как наука — чушь собачья. Я в нее не верю. Чтобы понять, кто нормален, а кто — нет, надо знать, кто мы, люди…
— Ты тоже довольно цинична, Лена, — зло сказала Анна Петровна. — Не веришь в психопатологию, а на ней зарабатываешь…
— Я не верю в нее по большому счету… А на низшем, маленьком уровне она может приносить пользу. Вся современная наука стоит на этом.
Мать и дочь говорят из разных миров, находясь друг от друга на расстоянии вытянутой руки.
С Гришей беседует свояк:
Ты вглядись в жизнь. Ты её всё время прожигал, стремительно жил, а ты оглянись… В любой поганой дворовой кошке полно этого неведомого, они ведь видят куда больше нашего.
На семейном совете решают :
— Надо посетить в чем-то загадочные места. Лучше острова Капри не найдешь…
Чтобы узнать, как загадочная русская душа Гриши воспримет красоты Средиземноморья, читайте новеллу Юрия Мамлеева в сборнике "Очарованный остров. Новые сказки об Италии".