Рэндольф Черчилль - единственный сын выдающегося британского политика Уинстона Черчилля. В русскоязычном сегменте интернета о нем мало информации, в то время как в англоязычном можно узнать, что он с детства рос разбалованным ребенком; с 18 лет уже крепко пил; неоднократно попадал в разного рода скандалы; безуспешно пытался построить свою политическую карьеру; во время войны служил в армии, но не пользовался авторитетом у сослуживцев.
Сын президента США Эллиот Рузвельт в своих воспоминаниях дополняет картину личности Рэндольфа Черчилля, с которым он был знаком лично. В январе 1943г. они встретились во время конференции в Касабланке (Марокко), и вот что пишет автор:
«Вернувшись в Дар-эс-Саада [вилла Ф.Рузвельта], мы застали там Черчилля и его сына Рандольфа, служившего в то время капитаном в отрядах "командос". Я уже встречался с Рандольфом — мы познакомились в Алжире, в сочельник. Тогда мне очень хотелось поговорить с ним, так как я знал, что он не только офицер "командос", но и член парламента. Однако после больших ожиданий меня постигло глубокое разочарование. Я убедился в том, что для юного Рандольфа Черчилля разговор — это исключительно односторонний акт.
Теперь, когда я застал молодого мистера Черчилля у моего отца, в присутствии его собственного отца, мне не терпелось удостовериться, будет ли он излагать им свои мнения так же безапелляционно, как он преподносил их мне. Признаться, я ожидал, что он будет несколько стесняться. Однако он с исключительной решимостью произносил поразительно многословные речи на любую тему, затрагивавшуюся в течение тех пятидесяти минут, которые он провел с нами. За это время он растолковал нам все тонкости военного и политического положения на Балканах; указал присутствовавшим государственным деятелям на кратчайший путь к сохранению английской гегемонии на Средиземном море, для чего, правда, пришлось бы затянуть мировую войну на несколько лет; вскрыл недостатки плана кампании, разработанного Объединенным советом начальников штабов по поручению английского премьер-министра и американского президента, и устранил сомнения премьер-министра и президента по щекотливому вопросу о политике в отношении Франции.
Эта замечательная сцена приковала к себе внимание слушателей не только потому, что они очень устали после пяти дней работы — она их немало позабавила. (Быть может, мне не следовало бы распространять свое утверждение на отца Рандольфа, но я совершенно точно изложил впечатление, которое эта сцена произвела на меня и на моего отца; последний удерживался от смеха лишь до того момента, как юный Рандольф распростился с нами.)»
Меня этот эпизод навевает на мысль о том, что Сталин и Черчилль были не только политиками-антагонистами, но и совершенно разными отцами. Василий Сталин тоже рос разбалованным ребенком, но его баловал кто угодно, только не отец. Товарищ Сталин, безусловно, любил сына, но любить – не значит позволять всё.
У премьер-министра Великобритании был другой подход. Как писала дочь Черчилля, «Рэндольфу нужна была строгая отцовская рука, но отец баловал сына и потакал ему». В результате, Рэндольф вырос настолько самоуверенным и самовлюбленным человеком, что, как видим, будучи всего лишь капитаном британской армии, он не стеснялся учить жизни президента США (что вызывало лишь смех последнего).
И если он вел себя так с самим Ф.Рузвельтом, то можно только представить, каким Рэндольф Черчилль был в повседневной жизни, в общении с простыми смертными. Вряд ли он был приятным малым.
Источник: Рузвельт Э. Его глазами / Пер. с англ. А.Д. Гуревича и Д.Э. Куниной. Под редакцией И.Е. Овадиса — М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947.
Друзья, ваши лайки и комментарии выводят публикацию в топ