Известный своей врачебной, литературной и научно-философской деятельностью житель Сицилии, грек Эмпедокл (490 - 430 г. до н.э.), в своё время не принявший предложение властей стать главой города Акрагант, в ночь после застолья, когда гости дома уснули, отправился к одному из жерл вулкана Этна. Утром у сопла вулкана была найдена его обувь. Есть версия, что бросаясь в вулкан, мужчина пытался стать божеством.
По сообщению современников (Диоген Лаэртский), в народе о философе ходил слух, что тот сведущ во врачебном деле, способен исцелять, и, помимо того, является магом: например, умеет останавливать засушливые ветра, вследствие чего, он пользовался большим уважением в родном городе и получил широкую известность за его пределами. Сообщается также, что долгое время Эмпедокл, очевидно, преисполнившись в своём познании, появлялся на публике с золотым венцом на голове, жреческой гирляндой в руках и в тех самых сандалиях, которые позже были найдены у жерла вулкана. В последнее время, появление философа известного ораторскими талантами также сопровождалось декламацией им собственных стихов о том, что он вот-вот станет богом из человека.
...Чтобы собраться с силами
Нужно совсем немного.
Шестнадцатилетний Кириллов
Себя объявляет Богом...
(с) М.Кедерновский
Аристотель, рассуждавший позже о философии Эмпедокла, замечал, что хотя тот и выделяет четыре начала - архэ - всего сущего, однако на самом деле для него существуют лишь с одной стороны Огонь, а уж с другой - всё остальное (Земля, Вода и Воздух). В модели Эмпедокла архэ находятся в вечном движении, складывая из себя окружающие нас вещи и явления. Их движущей силой являются две противоположные силы - Любовь и Ненависть, влияние которых на мир циклично. Предметы, существующие в мире, происходят из Ничто и уходят в Ничто, но так же повторяются в каждом новом цикле, в определённом роде являясь вечными. Конечно же, стихия Огня символизировала распри и разъединение, однако она же соответствовала душе и очищению.
Возвращаясь на землю от столь высокодуховных размышлений, нужно отметить, что Эмпедокл одним из первых высказывал мысль о том, что свет обладает крайне высокой, но всё же измеримой скоростью (даже Аристотель считал, что философ в этом ошибается). Он же отметился мыслью, объяснявшей выживаемость животных целесообразностью их существования, в чём можно усмотреть первоначальные зачатки теории естественного отбора. Большинство из своих мыслей он выражал в виде поэм, часть из которых сохранилась до наших дней.
Когда на закате жизни философ, посвятивший её осмыслению сути огня, бросился в жерло вулкана, он, безусловно, приносил жертву любимому предмету познания. Принято считать, что мыслитель сделал это в надежде на поклонение последователей, в чём добился определённых успехов. Однако, возможно, он так верил в свою правоту, что прожить жизнь в соответствии с убеждениями было не достаточно: нужно было и закончить её соответствующим образом. Сегодня ситуацию, когда в человеке соседствует "инстинкт жизни" и "инстинкт смерти" называют комплексом Эмпедокла. Торжественный и последний поступок философа является эффектной практической точкой его умственной деятельности, доказывающий ему самому верность своих убеждений. И, надо сказать, это был чертовски красивый финальный штрих!
* * *
Сегодняшней статьёй я продолжил недавно поднятую тему безумных мудрецов, которые вошли в историю мировой философии и открыли современной цивилизации многие интересные мысли. Наверное, таким статьям никогда не стать популярными, но лично мне очень приятно знать о существовании этих людей.
Источники:
Аванесов С.С. - Эмпедокл: божественность и самоубийство