Девочки, как мы знаем из наблюдений за жизнью в интернете, частное мнение в этой социальной среде превалирует надо всем. И это лишь вопрос привлекаемых ресурсов, чтобы чей-то бред, впрочем, выгодный заинтересованным сторонам, стал широко обсуждаться, а то и выноситься на самый высокий уровень. Яркий пример последнего времени — гипотеза о рукотворности проклятого Ковида-19, которая уже опровергнута американскими учёными, но американскими гражданами воспринимается на ура. И примерно половина из них, согласно опросам, готова требовать с Китая репараций на том основании, что Китай создал это «биологическое оружие» и запульнул его в Штаты. И тут, конечно, доктору вспоминаются чудовищные последствия применения американцами химического оружия во Вьетнаме. Доказанные на статистике и на практике. Но одно дело Вьетнам, а другое дело США, ведь все люди равны, не правда ли? Вот и самая настоящая ложь про коронавирус становится понемногу реальностью, потому что куда удобнее найти виноватого, чем расписаться в собственной беспомощности: «китайский вирус» может стать реальной причиной осложнения взаимоотношений Китая и США. Таким образом, девочки, политическая выгода отодвигает сегодня науку на такой далёкий план, что за само существование науки приходится даже как-то немного беспокоиться.
Радует одно: научное знание, а вовсе не сиюминутные интересы политиков — это стратегический ресурс человечества, залог его выживания и процветания.
И именно поэтому хочется сегодня, в нашей традиционной рубрике #Учёныепосубботам, обратиться к теме, казалось бы, далёкой от повседневности: научным гипотезам. К тому, как они возникают, как проверяются, что мы вообще вправе называть гипотезой и чем она отличается от вашего личного допущения, пусть и весьма убедительно обставленного.
Рассказывает об этом один из лучших лекторов в России, астрофизик, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга Сергей Попов.