Отрывок из рассказа о путешествии во Вьетнам поездами. Начало можно почитать здесь.
На восемнадцатый день путешествия из России во Вьетнам я проехал по жд большую часть России от Екатеринбурга до Забайкальска, пересек весь Китай с севера на юг, посетив при этом Маньчжурию, Харбин, Пекин, Шанхай и Наньнин. Дальше - южнее. Проснувшись по будильнику в 6 утра, пешком направился на жд вокзал Наньнина, откуда отправлялся пригородный поезд в Пинсян - город на границе с Вьетнамом. В пути чуть меньше 5 часов в сидячем вагоне за 29,5 юаней.
В Китае есть два города с названием Пинсян и в оба можно добраться из Наньнина, однако они находятся на большом удалении друг от друга и один из них с Вьетнамом не граничит. Написание этих городов на латинице одинаковое, но иероглифами - разное. При покупке билета я немного беспокоился их перепутать, и дабы этого не произошло показывал кассиру карту. На входе в вокзал установлены турникеты, для срабатывания которых необходим билет и китайское удостоверение личности. Мне пришлось искать специалиста, который умеет пропускать по билету и российской загранке.
В залах ожидания было много людей, но поскольку вокзал в сравнении с Пекином или Шанхаем небольшой, трудностей в поисках нужного мне выхода к поезду не испытал. Народ в вагонах был простой. Большинство - с огромными баулами. Весь мажорского вида люд садился в стоящий рядом high-speed train. Два китайских деда, сидящих рядом в вагоне, несколько раз предпринимали попытки поговорить со мной на китайском, но, как и следовало ожидать, кроме Пинсян, Вьетнам и Ханой я ничего не понял.
Обычный пригородный поезд (без буквенного префикса в названии) едет медленнее, чем те, на которых ездил в Китае прежде (с префиксами Т и Z). Эта железнодорожная линия совсем не загружена. Все пассажирское движение по ней представлено только пригородными поездами из Наньнина в Пинсян и обратно, а также проходящим пару раз в неделю поездом Пекин-Ханой.
По составу без конца ходили какие-то чуваки и продавали что-то вроде конфет (но это не точно). По мере приближения к границе огромные и современные китайские вокзалы сменялись на маленькие и скромные. Во всем ощущалось жаркое дыхание Вьетнама. Ближе к Чунцзо появились горы, похожие на те, что я видел ранее в районе Гуйлиня.
В окрестностях - рисовые поля, плантации сахарного тростника, мандариновые сады. Несмотря на то, что на улице было больше 20 тепла, на большинстве китайцев были теплые куртки, и в общем-то я нелепо смотрелся в шортах и футболке. Бабушки сели на одной из станций мандаринками угостили.
В целом, мне понравился этот неторопливый и душевный паровоз.
Я детально не изучал особенности перехода этой границы поскольку был уверен, что она прямо в Пинсяне. По выходу из поезда, стало понятно, что все местные тут и никому во Вьетнам не надо. В поисках способа добраться до границы я обратился к пилоту моторикши. На пальцах и при помощи гугл-переводчика объяснил, куда мне надо. Хотя, у меня изначально были сомнения, что мы правильно друг друга поняли, я договорился о цене в 10 юаней (около 100 рублей) и поехал.
Еще в пути, открыв карту, я понял, что мы едем в центр Пинсяна в обратную от границы сторону. В итоге, чувак привез меня на автовокзал. Я наехал на него и вообще не хотел платить, но китаец просто сидел и растерянно улыбался. Мне стало как-то неудобно. В итоге, заплатив 5 юаней, т.е. в 2 раза меньше, я пошел на автовокзал. Никто на английском там не разговаривал, но все-же удалось выяснить, что автобусы на границу оттуда не ходят. Выйдя с автовокзала, я увидел остановку обычных городских автобусов и решил поинтересоваться насчет них. В первом рандомном автобусе, в который я зашел, сидели местные женщины очень простого вида. Они безумно хотели мне помочь. Одна даже писала какие-то иероглифы на бумаге и мне показывала, но мы друг друга не поняли.
Рядом с остановкой этого автобуса я случайно увидел забор и декоративную решетку, на которой изображена арка дружбы Китая и Вьетнама, расположенная на границе. Выйдя из автобуса и сфоткав эту решетку, я вернулся и показал её этим женщинам.
Поняв, что мне надо, они сказали "ноу" и жестами объяснили, что автобусы с этой стоянки туда тоже не идут. Тогда я пошел к стоящим неподалеку мототаксистам, показал на яндекс-картах нужное мне место и фотку того забора, но они сказали, что это далеко и туда не поедут. После недолгих уговоров один из них все-же согласился. Договорившись о цене в 5 долларов (юаней у меня уже не оставалось), мы выехали. Мой рюкзак привязали прямо к байку. Ехать оказалось реально далеко. В какой-то момент я даже подумал, что чувак везёт меня не туда. Сидя пассажиром на мопеде, временами я испытывал ужас от того, как едет этот парень и боялся отцепиться от ручки, чтоб достать из кармана телефон и посмотреть карты. В какой-то момент я пересилил себя и сделал это. Открыв карту, убедился в правильности пути, да и вообще подпривык к стилю вождения, расслабился и наслаждался дорогой. На улице было умеренно жарко. Выехав из города, мы продолжили движение мимо рисовых полей, возделываемых между карстовых гор. Все происходящее мне так нравилось, что я был готов ехать на этом мопеде до самого Ханоя. В какой-то момент мы подъехали к шлагбауму приграничной зоны и остановились. Пилот мопеда отвязал и отдал мне мой рюкзак, получил обещанные 5 долларов, после чего жестами попросил сфоткаться со мной.
Пожав друг другу руки, мы распрощались, и я направился пешком через арку вьетнамо-китайской дружбы в сторону КПП.
Граница с обеих сторон оказалась весьма приятной. Там не было столь привычной колючей проволоки, противотанковых ежей и прочих аналогичных вещей. Вот, например, здание на нейтральной территории, построенное, по всей видимости, во времена, когда Вьетнам входил в состав французской колонии
В пункте пропуска на китайской стороне было небольшое скопление людей. Пока стоял в очереди, ко мне подошел китаец в форме и на английском поинтересовался, не из России ли я. На вопрос о том, как он это понял, (ведь паспорт я ему не показывал), сказал, что я похож на Путина, добавив при этом: «Putin number one». Хотел пошутить и я смешную шутку, что он и Мао Цзе Дун - одно лицо, но воздержался и не пошутил. Китайский КПП полностью автоматизировано. После простановки штампа в мой паспорт пограничником, электронная говорилка произнесла на русском "пожалуйста, оцените мою работу". Немного офигев, не задумываясь, я нажал клавишу 'great' и в прекрасном настроении отправился во Вьетнам.
Вьетнамский пограничник долго мурыжил мой паспорт и залипал в телефоне. То ли дни безвизового пребывания считал, то ли гуглил в интернете порядок въезда россиян :). Получив вьетнамский штамп и выйдя в страну, на электрокаре доехал до приграничного автовокзала.
Местных денег на электрокар у меня не было, и какой-то китаец заплатил за меня. От приграничного автовокзала за 5 долларов я на автобусе отправился в столицу Вьетнама - город Ханой. С первых же километров пути видна огромная разница между Китаем и Вьетнамом. Никаких небоскребов тут нет, города не столь продвинутые. Также другая еда, другие люди, письменность на основе латиницы etc. В целом, на фоне Китая это выглядит как разруха. Это как из благоустроенного Сочи въезжаешь в советскую, но колоритную Абхазию. А еще байки тут на бензине, чего я совсем не встречал в Китае - там с электродвигателями. На дорогах полный хаос. Один раз в нас чуть не влетел автобус, который обгонял по встречке. Наш пилот быстро сориентировался и свернул на обочину. От ужаса все напряглись, а я не удержался и выразил свое отношение к происходящему правильными русскими словами, чем непроизвольно привлек внимание. Вдоль дорог много рисовых полей. Люди обрабатывают их вручную, стоя по колено в воде. Думаю, это тяжелый и вряд ли высокооплачиваемый труд.
От границы до Ханоя 175 км, но ехали около 4 часов. По мере приближения к городу трафик на дороге уплотнялся. В город мы въехали с приближением сумерек. На улицах была какая-то нереальная теснота и движуха из людей, мопедов. На тротуарах готовили еду, подстригали, торговали.
Это все мне напомнило прошлогодний Сайгон (самый крупный по населению город Вьетнама, расположенный на юге страны). Открыв карту, я рассчитал место, в котором лучше выйти из автобуса, чтоб пешком дойти до хостела. Помятую о том, что во Вьетнамских городах нередки случаи вырывания сумок людьми на мопедах, я разложил по карманам все ценное, после чего в состоянии небольшого ужаса и шока с рюкзаком за спиной шагнул из автобуса на невероятно оживленную, наполненную разными запахами хаотичную улицу тропического азиатского мегаполиса.
Вечерний Ханой сразу принял и забрал…
Продолжение этой истории можно почитать в следующем посте.