Найти тему
Настоящая жизнь

Откуда они, "токсичные отношения"?

Самоизоляция продолжается.

А вместе с ней продолжаются мои попытки отшвырнуть от себя телефон подальше.

А потому... Радуясь обстановке в своей сегодняшней жизни, я не могу не вспомнить свою жизнь прошлую. Жизнь, подобную которой вели и ведут помимо меня ой как немало человек. Страдая, рыдая в подушку, обвиняя всех, кого можно и нельзя, и не видя способа выйти из порочного круга.

Я вышла. Отдав за это здоровье.

Но все же вышла - а потому, наконец-то, счастлива. :)

Итак...

«Он не разрешает мне встречаться с друзьями»

«Он сказал, что я не имею права носить юбки выше колена, ведь я – его жена»

«Эх, да я бы с радостью с вами пошла, да вот только… Да, муж…»

«Да ушла я с той работы. Да ну, каждый раз приходишь домой, а там муж начинает ворчать что работа дурацкая, все равно никакого карьерного роста быть не может. Дома, говорит, сиди, я обеспечу. А я что… Мне покой в семье дороже.»

«Еще раз увижу, как ты общаешься с этой дурой – пеняй на себя!»

«Хватит деньги на ветер выкидывать. Что значит – «твоя зарплата»? Это семейные деньги. Я, значит, вкалываю, как проклятый, а она деньги транжирит?»

Узнали его? Того самого «токсичного партнера», из-за которого вы остаетесь без друзей, без работы, без увлечений, а то и без поддержки родителей…

Такая «токсичность» была и в моей жизни.

Сначала бм запретил мне фотографировать город и окрестности – о, для меня каждый раз это было небольшим приключением. Набить полный рюкзак, собраться, как в мини-путешествие, и уехать в малознакомую местность за красивыми кадрами. Или в знакомую – благо красивых мест в городе было столько, что за год не перефотографировать.

А ведь это было одним из моих самых любимых хобби. Когда-то.
А ведь это было одним из моих самых любимых хобби. Когда-то.

«Ты с этим фотоаппаратом как дура. Все равно в городе ничего красивого нет».

«Опять?? Я же тебе сказал!»

«Фотоаппарат положи. И вообще, нас друзья ждут. Собирайся».

Ну ладно. Яжлюблюж. «Погода в доме» дороже моих хотелок.

Фотоаппарат ушел на антресоли.

Затем пошел запрет на спортзал, абонемент который на год на двоих(!!) купил он сам(!!). Правда, он ходить перестал через две недели, а я, подходя серьезно к вопросу и тренировок, и питания, стабильно в неделю посвящала занятиям три дня, возвращаясь оттуда с едва передвигающимися ногами, но невероятно окрыленная. И через месяц таких занятий бм буквально взбеленился.

Тогда я весила 51кг. Муж - 101.
Тогда я весила 51кг. Муж - 101.

«Ты ненормальная! Больная что ли, столько времени на это тратить? Кукушка поехала? Зачем проводить там столько времени? Зачем ты это (курица, салаты, овощи, брокколи и проч.) ешь каждый день?»

«Куда собралась? Ты в прошлый раз ничего не поняла? Ну иди-иди, вот как тебе значит мнение мужа важно. Можешь вообще домой не возвращаться».

Ну ладно. Яжлюбблюж. Погода в доме…

Абонемент был заброшен. Стала заниматься дома – с боем отвоевав возможность посвящать себе хотя бы пару дней в неделю, пока бм продолжал целыми днями лежать на диване, «придумывать бизнес, чтобы не на дядю» и смотреть Тикток.

«Чего оделась, как колхозница? Сразу видно, из какой деревни. И кто тебя вообще учил так одеваться…»

«Что за платья? Господи, ты быть хоть посмотрела вокруг. И не стыдно в таком из дома выходить?»

«Нет, я всегда знал, что со вкусом у тебя полный кошмар. Его просто нет».

Для наглядности нашла фото того времени.

Вот на это постоянно совершались нападки, любые мало-мальски женственные вещи записывались в «безвкусный колхоз».

А вот что-то подобное на мадаме двадцати семи(!) лет отроду, то есть на тогдашней мне, считалось чуть ли не эталоном вкуса.

В 27 лет. Когда у женщины должно быть что-то, кроме тела. Ну там, специальность хорошая, например. Или работа. Или здоровая семья. Или накопления.

Да. Затем в дело пошли мои накопления.

А копила я постоянно. Тогда в месяц у меня дохода выходило порядка 40-50тр по ситуации, и часть из них я откладывала, чтобы на каникулы возвращаться домой и «ни в чем себе не отказывать».

«Зачем ты копишь? Что за глупость?»

«Я что, денег тебе дать не могу?»

«Что у тебя за нищенское мышление такое? Чтобы хорошо зарабатывать, надо научится хорошо тратить! А ты все цепляешься к этим своим копейкам, да ты так всю жизнь как колхозом была, так им и останешься, ничего в тебе не изменится».

Пожалуй, моя маленькая «подушка» была единственным, чего ему у меня так и не удалось отвоевать, и за что я боролась вплоть до завершения нашего брака.

И, к слову, именно эта подушка меня спасла и помогла уйти, когда это стало необходимо.

Много в чем было таких придирок. Они касались, по большому счету, всех моих проявлений хоть какой-то самостоятельности и остатков личности. И тогда мне начинало казаться, что это – человек-тиран, которому, наверное, доставляет удовольствие издеваться надо мной, скандалить, видеть мои слезы… Ну просто он сам весь такой. Доминирующий. Умный. Действительно понимает намного больше, чем я, крутится в более высоких кругах, и это я должна «соответствовать».

Например, быть погламурнее. И ваще.
Например, быть погламурнее. И ваще.

Только вот…

Ничего подобного.

Сейчас, оглядываясь назад, на всю эту историю, я понимаю, что это я смотрела ему в рот, стараясь угождать во всем, и быть такой, какой «он бы меня полюбил еще сильнее».

Что это я сама теряла себя по кускам, растаптывая последние остатки самоуважения, и чем дальше я катилась вниз, возводя на пьедестал своего «бога», тем более противно было «богу» видеть рядом с собой кого-то, совершенно себя не уважающего.

Я была от него зависима. Эмоционально. Делала ради него все, что только было в моих силах, лезла со своей «любовью» когда надо и не надо, превращаясь ни во что иное, как в липучку, мало того, что не имеющую уже собственной ценности, так и подобно хамелеону пытающуюся подстроиться под любое настроение.

Лишь бы не ругался. Лишь бы не злился. Лишь бы…не уходил. Лишь бы я не была одна.

О, тогда я была идеальной женой. Училась, работала, несла в дом деньги, готовила, убиралась, делала мужу массаж, разделяла его увлечения. Черт возьми, да я тогда знала всех участников его любимой Барселоны и вовсю поддерживала его культ Месси!

Я была тенью мужа.

Представьте рядом с собой человека, который постоянно заглядывает вам в рот. Делает для вас все-все-все. И при этом смотрит собачьими глазками, в которых так и видится «ну когда же ты будешь любить меня сильнее? Я не вижу от тебя этой любви».

Представьте. Представьте хорошенько.

Представьте человека, который вам может и симпатичен, но ни о какой большой любви нет и речи. И этот человек каждым своим поступком, каждым взглядом словно говорит «ну я же достоин твоей любви. Ну чего тебе опять не нравится? Я вот и тут стал таким, каким тебе бы хотелось. И вот тут. Ну почему ты не относишься ко мне так, как относится сосед Вася к своей жене/девушке/любовнице? Ну люби меня. Люби уже! Ну чем я хуже?»

Поверьте, жизнь с таким человеком станет для вас невыносима. Это неотрефлексированное бессловесное нытье и требования получить от человека того, чего у него нет, может довести до ручки кого угодно.

И человек начинает думать «Что же не так? Почему я к ней не отношусь так, как могу? Хмм…. Наверное, потому что она… плохо одевается! Точно. Попробуем исправить это, а там посмотрим…»

И снежный ком начинает крутиться. Сначала исправить то. Потом это. А тут вроде исправили, а все равно не нравится. Да что же такое! Терпение заканчивается, требования любви растут, причина нелюбви не найдена…

Знаете, что было самым смешным и горьким? А то, что когда к моменту развода я уже порядочное время перестала слушать его нападки, выполнять требования и придирки, начала возвращать себе себя, он не отпускал меня несколько месяцев. Оказалось, что я стала лучше. Оказалось, что вот теперь-то он меня любит, и будет делать все-все-все. Что он дурак был, не видел. Что теперь хоть спортзал, хоть колхозные шмотки, да хоть любые дурацкие хобби – только не уходи.

Только вот к тому моменту я убила свое «я» в браке настолько, что продолжать его – означало выкопать себе могилу. И я понимала, что если решу остаться, то все вернется так, как было.

Потому что с этим человеком я уже потеряла себя. И оставшись рядом с ним, я никогда не верну себе самоуважения.

А самоуважение – это главный и единственный кит, на котором могут строиться здоровые взаимоотношения. Без самоуважения (которое подразумевает и отсутствие зависимости, и отсутствие требований подтверждений любви и всяких прочих вложений) ни одни отношения не будет ждать долгая и счастливая жизнь.

И самое сложное здесь – искоренить из себя привычку к эмоциональной зависимости.

Больше года ушло у меня, чтобы пресекать на корню самые явные поползновения прошлой «липучести», и я стараюсь не возвращаться к старым ошибкам. Любовь – это не процесс присасывания к красивому цветку, чтобы тот вечно поил своим нектаром. Любовь – это пыльца, которую ты можешь предложить. И принять в ответ немного чужой пыльцы.

И не цепляться стеблями за того, кому твоя пыльца не нужна.

И не убегать в закат, ожидая, что вот-вот сейчас за тобой побегут, и все станет просто прекрасно.

И тогда не будет в отношениях никакой токсичности. А ты будешь знать, как действительно радовать партнера (или хотя бы не мешать ему), а не навязывать себя в наиболее красивой упаковке.

Неважно, ЭМ ты или ЖЭ.

Берегите себя. И любите друг друга.