Андрей Тарковский — из тех режиссеров, которые входят в обойму любого киномана. Его имя — синоним кино высокого качества, русской духовности и прочих возвышенных вещей, которыми можно козырнуть в разговоре с людьми, даже далекими от арт-кино. С другой стороны, смотреть его фильмы (ну, многие) скучновато. Поэтому, если вы еще не знакомы с творчеством этого выдающегося человека — человека, что заработал себе огромную славу и престиж, то советую поднабраться терпения и не бояться промокнуть, окунуться с головой в эту вселенную смыслов Андрея Тарковского.
В этой статье я хочу рассказать о трёх фильмах, что больше всего тронули мою душу и уверен не оставят равнодушными и вас. Поехали.
1. Солярис
В 1970 году Андрей Тарковский приступил к экранизации повести Станислава Лема «Солярис». По сюжету на таинственную планету Солярис прибывает космонавт Крис, где Океан-мозг манипулирует сознанием космонавтов и делает их воспоминания реальными. Фильм Тарковского — притча о человеке и морали, а не о космосе.
Во время работы над картиной режиссер встречался с Лемом и поделился с ним сценарием, однако текст писателю не понравился. По его мнению, Тарковский сделал его слишком философским. Писатель говорил: «Солярис» должен был стать вопросом о границах человеческого познания, а не психологической драмой типа «Преступления и наказания в космосе».
Я хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например проникновение в космос, изучение объективного мира.
Андрей Тарковский на встрече со зрителями в 1981 году
В 1972 году состоялась премьера картины на Каннском кинофестивале. Фильм Тарковского получил Гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ. Советские зрители увидели картину в 1973 году.
2.Зеркало
Следующий фильм, «Зеркало», режиссер посвятил личной драме. Это автобиографическая картина, главной темой которой стали непростые отношения с родителями. Через сны и воспоминания прошлое в картине переплетается с настоящим. Действие происходит сразу в трех временах: до Великой Отечественной войны, во время и после. На студии «Мосфильма» полностью воссоздали дом и двор в Юрьевце, в котором провел в эвакуации режиссер.
В 1974 году прошел закрытый показ «Зеркала», фильму присвоили вторую категорию — его показывали лишь в нескольких кинотеатрах. Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш после просмотра фильма, по словам А. Мишарина, выдержал долгую паузу и затем сказал: «У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!» С одной стороны, в готовый фильм не вносили никаких исправлений, с другой стороны, реакция председателя Госкино повлияла на прокат картины — её показали только в нескольких кинотеатрах Москвы.
Ф. Т. Ермаш дважды обещал отправить фильм «Зеркало» на Каннский фестиваль, но так и не дал на это разрешения, фильм не попал и на конкурс Московского кинофестиваля. В то же время фильм был продан зарубежным прокатным компаниям, его показывали во Франции, Италии и других странах. В Италии «Зеркало» стало лучшим иностранным фильмом 1980 года.
3. Сталкер
В 1979 году Тарковский работал над фильмом «Сталкер» по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Действие картины происходит в запретной Зоне, где есть комната исполнения желаний. По сюжету два человека — писатель и профессор — отправляются к таинственной двери. Их ведет Сталкер — проводник. Но в конце пути отказываются туда заходить.
Фильм довольно долго не выпускали в прокат. Однако, в отличие от большинства других фильмов Тарковского, «Сталкер» практически не подвергся цензурной правке и имел более или менее успешную прокатную судьбу в СССР
«Сталкер» стал его последней картиной, снятой в СССР, дальше он работал за границей. Ещё один всплеск интереса к фильму имел место сразу после Чернобыльской катастрофы и смерти Тарковского в 1986 году. Фильм часто называли роковым для его создателей.