Так сложились обстоятельства, что всем нам нужно соблюдать сейчас карантин или находиться на самоизоляции . Но ничего не мешает нам насладится красотами Беларуси- ее знаковыми местами,
вспомнить историю и просто прекрасно провести время !
Садовники минувших столетий умели подчеркнуть природную красоту, доставшуюся в наследство современной Беларуси. Живописные холмы, низины, впадины, опушки, равнины, ленты рек, берега озер были подходящей основой для пейзажных парков. Архитекторы вписывали строения в природный ландшафт, выгодно разворачивали их фасадом в нужном направлении, предусматривали открытые террасы и бельведеры, чтобы хозяева и их гости с наилучших точек осматривали окрестности. В этой статье подобрано несколько дворцово-парковых ансамблей, где удачно совмещены архитектура и ландшафтный дизайн.
1. ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ РУМЯНЦЕВЫХ-ПАСКЕВИЧЕЙ В ГОМЕЛЕ
Дворцово-парковый ансамбль в центре Гомеля тянется на 800 метров вдоль высокого правого берега Сожа.
Дворец, фасадом сориентированный на реку, построен в стиле классицизма на месте земляных укреплений деревянного замка князя Чарторыйского.
Дворец не единожды перестраивали в соответствии с модой и вкусом новых хозяев — в разные времена им владели Румянцевы и Паскевичи. В его облике заметен почерк архитекторов Карла Бланка, Джона Кларка, Адама Идзковского.
Единый комплекс с дворцом создает пейзажный парк, заложенный в конце XVIII века. Большинство посадок в парке имело ландшафтную организацию.
Русло старой речушки Гомяюк преобразовали в “Лебединое озеро”, которое разделяет парк на две части. В южной — дворец, Петропавловский собор и часовня, в северной — зимний сад и смотровая башня, под которую переоборудована труба бывшего сахарного завода.
В парке растут тысячи деревьев местных и экзотических пород, в том числе липа, ясень, клен, кедр сибирский, лиственница японская, хвоя черная.
2. ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС В НЕСВИЖЕ
Минская область
В конце XVI века пожелания Николая Радзивилла Сиротки в камне воплотил итальянский архитектор Ян Мария Бернардони.
Позже над комплексом работали разные архитекторы. Спустя столетия укрепленный замок приобрел вид дворца.
Издали он выглядит сложным строением со стройными башнями, поставленныным на земляное возвышение в окружении воды и зелени парка.
Местные виды в романтический пейзажный парк превратила французская аристократка Мария Дорота де Кастелян, жена Антония Радзивилла. Ей помогали известные садовники Андрей Постаремчик, Михаил и Адольф Стоцкие, Антон Глинский.
На когда-то волнистой равнине, где текла в Неман река Уша, возникло пять автономных парковых зон. Парк Антония заложили на наружных линиях обороны, а также на замковых валах. Одновременно на французский манер строился Старый парк, достопримечательностью которого стал канадский тополь и русалка, сидящая на камне в центре небольшого пруда. Деревья сюда везли из лучших хозяйств княжества, а экзоты выписывали из Берлина.
Марысин парк разбили на берегу Дикого пруда с системой каналов, кленовыми и липовыми аллеями.
На север от Марысиного комплекс продолжается лаконичным Английским парком. Последним был заложен Японский сад. Широкие тропинки в нем заменили узкими извилистыми дорожками, растительность — карликовые деревья и кусты, среди которых возвышались художественные композиции из камней.
3. ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС БУЛГАКОВ В ЖИЛИЧАХ
Кировский район, Могилёвская область
По задумке Игната Булгака дворец и парк в Жиличах должны были быть самыми красивыми в окрестностях. Над проектом стокомнатного дворца в форме прямоугольника работал виленский архитектор Кароль Подчашинский. Интерьеры богато украшенных комнат остались на фотографиях Яна Булгака.
Здание, которое сравнивают с Версалем, было расположено в центре тоже прямоугольного парка — со скульптурами, бассейнами и мостками.
Парковые аллеи, если смотреть сверху, образовывали первые буквы имени хозяина латиницей — I. B. Частично парк заложен на равнине, через которую протекает река Добосна, правый приток Днепра. До сих пор сохранились остатки павильона-купальни, беседок и мостков, которые соединяли берег с живописными островками.
Пейзажная часть парка с местными и экзотическими деревьями и кустами появилась в 1930-е годы. Парк “Добосна” тянется с востока на запад на 18 гектаров. Дворцово-парковый комплекс Булгаков с водоемами, садами и хозяйственными постройками занимает около 100 гектаров. Теперь за парком ухаживают. А во дворце находится музей.
4. ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ САПЕГОВ-ПОТОЦКИХ В ВЫСОКОМ
Каменецкий район, Брестская область
Возведение нового дворца, который сохранился в Высоком, инициировала Пелагея Сапега, урожденная Потоцкая. Ее портрет и сегодня висит в желтом зале королевского дворца в Варшаве.
Каменный одноэтажный дворец с фасада украшен мансардой с портиком на четырех колоннах. Дворец — центр композиции северной части парка. Увитый диким виноградом и кирказоном фасад был повернут к реке Пульве, которая течет в Буг, и имел невысокую террасу с каменными лестницами, откуда открывалась величественная панорама на зеленые лужайки, окаймленные лесом. Выйти в парк можно было из большой гостиной.
С природным силуэтом западного берега Пульвы гармонируют искусственно созданные растительные композиции, пруды и канал. В конце ХІХ века перепланировкой парка занимался известный специалист в ландшафтном дизайне Валериан Кроненберг. Здесь появились аллеи и смотровые пункты, оборонительные валы старой фортеции стали вытянутыми лужайками, а ров — водоемом с перекинутым через него мостом.
В парке растет много редких деревьев: гледичия, пирамидальный дуб, западная туя, европейская лиственница, австрийская хвоя. Основным прогулочным маршрутом в парке остается каштановая аллея. Шириной пять метров и протяженностью около четырехсот, она ведет от речных террас до оборонительного вала.
Приглашаем в Беларусь!!!