«Бить и бежать» главные инстинкты любого биологического вида, в том числе — человека. Почитав классиков, приходишь к выводу, что мы с вами — раса кровожадных убийц для которой умение лишать жизни другие существа - одна из традиционно желательных характеристик. Если верить Гомеру, страшный гнев Ахиллеса принес боль и горе тысячам людей, а герой ирландских мифов Кухулин убивал по сотне мужчин ежедневно. Таким образом, сравнительно мирную нынешнюю жизнь на Земле можно считать знаком того, что мы добились значительного прогресса.
Конфликт...
Джентльмен — мужчина, уровень цивилизованности которого позволяет ему канализировать тягу к смертоубийству себе подобных в общественно терпимые области — в спорт, военную службу, правоохранительную деятельность или бизнес. Настоящие джентльмены первыми не вступают в драку. Они дипломатично подходят к любой проблеме и посредством слов договариваются между собой. К сожалению в жизни возникают обстоятельства, не позволяющие избежать открытого конфликта с телесным воздействием на соперника. При возникновении таких обстоятельств настоятельно рекомендуется руководствоваться старинным британским понятием «fair play» — честная игра. Зародившись в аристократическом обществе, оно вошло в английскую культуру и стало обозначать общепризнанную норму поведения во всех сферах деятельности. Кто играет «не по правилам», — тот не джентльмен.
Джентльмены и в ярости выходят из себя, а не выскакивают.
Георгий Ковальчук
Джентльмен - он и в конфликте джентльмен. Конфликт между джентльменами протекает, простите за тавтологию, по-джентльменски. Бестактность поведения, грубость, нечестность, подлости — любые удары «ниже пояса» — исключены. Джентльмены уверены в джентльменском поведении противника. Их поведение и весь ход конфликта между ними в известной мере предсказуемы. Культура ставит конфликт в рамки, которые ограничивают его разрушительные функции. Конфликт "локализуется" в этих рамках и становится менее опасным. Такое упорядочивающее воздействие общих норм культуры на протекание конфликта характерно только для джентльменов. В каждой культуре, в каждой области человеческой деятельности есть свои правила «честной игры» — правила честного бизнеса, честной политики, спортивной борьбы, научных прений и т. д.
Культурные различия между конфликтующими и отсутствие единых для них правил взаимодействия в конфликте способны сильно осложнить его протекание. Нередко бывает, что одна из конфликтующих сторон отступает от правил честной борьбы. И тогда, джентльмен должен быть готов защитить себя в случаях нападения со стороны не джентльменов, наймитов других джентльменов, с которыми вы не сошлись во взглядах или женщин.
Боевое искусство для джентльмена
Для решения таких ситуаций на рубеже XIX—XX веков английский джентльмен, инженер Эдвард Уильям Бартон-Райт изобрел стиль самозащиты под названием Бартитсу, нынче полузабытое боевое искусство. Пробыв некоторое время в Японии и изучив джиу-джитсу и дзюдо, в 1898 году он вернулся в Лондон и решил создать боевое искусство более подходящее для реалий его родины. Бартон-Райт разработал систему, совмещающую джиу-джитсу, английский бокс, французский сават и canne de combat — искусство борьбы на тростях. Название стиля, «бартитсу», возникло благодаря смешению имени основателя и «джиу-джитсу».
Со временем явление стало настолько модным, что к единоборству начали проявлять внимание даже царственные особы. Как и любой гуру, Бартон-Райт не ограничился одним преподаванием приемов самозащиты. В 1900 году он основал школу бартитсу на Шафтсбери-авеню в лондонском районе сохо. Школа предлагала обучение самозащите и единоборствам, а также систему оздоровления на основе дыхательной гимнастики, использования жара, света, вибрации и облучения радиацией.
Джентльмен — это человек, совершающий поступки, недостойные джентльмена, но так, как это может сделать только джентльмен.
Б. Честер
Артур Конан Дойль о бартитсу...
В 1893 году, великий Артур Конан Дойль (Arthur Conan Doyle), игнорируя общественное мнение, жестоко расправился с литературным героем Шерлоком Холмсом. Он сделал ставку на свои длинные и скучные исторические романы, которые, однако, не приносили желаемого дохода. Писатель никак не понимал, почему публика отвергает его серьезные произведения и требует воскрешения Холмса! Наконец, в 1903 году, Конан Дойль сдается и пишет рассказ «Пустой дом», в котором более или менее искусно оживляет Шерлока Холмса. Но для придания наибольшей правдоподобности истории, писателю понадобилось ввести в нее что-нибудь необычное, из ряда вон выходящее. То, что могло бы оправдать чересчур резкий поворот сюжета.
И вот, Конан Дойль вспомнил, что три года назад он посетил великолепное представление новой школы боевых искусств. Ведь именно эта школа обещала своим адептам неуязвимость даже в самых смертельных схватках! Вот только странное название… Сэр Артур порылся в ворохе старых газет, и извлек пожелтевшее объявление о предстоящем показательном выступлении клуба баритсу (baritsu). Именно так! Дотошные современные исследователи даже смогли отыскать ту самую газету, в которой невнимательный редактор допустил забавную опечатку, исказив авторское название Бартона-Райта бартитсу.
Сейчас проводятся попытки возродить бартитсу, но выглядят они пока не слишком обнадеживающе. Долгое время стиль никем не практиковался, и сейчас его восстанавливают любители экзотических видов единоборств и викторианской Англии одновременно.