Европейцы, это ребята, которые могут раздуть из мухи боевого коня. И один из ярчайших примеров — тюльпаномания в Голландии 17-ого века.
Тюльпан — миленькое, простое и красивенькое растеньице, растущее в огороде любой тёти Зины и являющееся национальным символов Голландии. А изначально этот цветок произрастал в Иране и Турции, откуда в конце 16-го века они попали через итальянских торговцев к богатым германским и французским аристократам. Цветочек диковинный, поэтому цены на него были немалые. Вскоре цветочные плантации появились и в Европе, где стали постепенно зарождаться илитарные круги тюльпановодов. Вскоре увлечение докатилось и до Голландии, где было много денег и прекрасные условия для разведения тюльпанчиков.
Торговлей занимались богатые чиновники и аптекари, которые друг друга не особо любили. Цветочков было мало, поэтому цены были высокими. Германские дворяне любили роскошь и были готовы достойно платить, и поэтому в период относительного спокойствия у голландцев появился стабильный рынок сбыта роскоши. Больше всего денег платили за новые сорта, поэтому шла бесконечная селекция. Тюльпаны всё больше набирали популярность.
Вскоре селекционеры вместо обмена стали покупать друг у друга луковицы. За луковицы начали расплачиваться чеками вместо денег, появился интерес к пёстрым болеющим вирусом тюльпанам, которые очень муторно размножались. А цены росли и росли. Видя всё это к торговле тюльпанами стали подключаться менее обеспеченные люди, некоторые завели свои тюльпановые хозяйства, а кто то начал заниматься спекуляциями — покупкой и перепродажей тюльпанов. Цветочки стали продаваться уже не луковицами, а будущими через несколько месяцев цветами, то есть их на момент покупки ещё как бы и нет. А ещё погодя продавать стали уже не сами луковицы, а какую то абстрактную массу. То есть покупатель аполне мог купить полторы луковицы.
Это всё ещё цветочки. Постепенно торговлей заинтересовались уже совсем не богатые люди, которые начали собираться большим количеством в тавернах, гостинных дворах и даже в борделях, устраивая свои собственные биржи, на которых покупали и продавали уже даже не существующие цветы. В это же время на официальной бирже какой то умник попытался обвалить акции Ост-Индской компании с помощью спекуляций, то есть не уплачивая обязательства. Не фартануло, умник сел, а власти запретили не подтверждённые деньгами чеки. Тем временем цены уже совсем поднялись, какой то фермер умудрился выменять пару луковиц на мельницу.
ВНЕЗАПНО германские княжества вновь ввязались в войну, поэтому германским аристократам стало не до цветочков. Цены ОПЯТЬ начали рости, самые редкие сорта не мог себе позволить даже редкостный буржуй, поэтому спекулировать начали уже на мусорных сортах. Пьяные люди по тавернам продавали беднякам несуществующие луковицы, и вскоре это таки привело к эпическому фейлу.
Один богатый дядя умер, оставив в наследство своим сыновьям свои тюльпаны, которые они вскоре продали в чеках на 90к гульенов, что сегодня означает около 10 миллионов долларов. Только денег сироты не увидели, так как новость о столь эпичном чеке разлетелась по всей стране, и ребята, которые верили что тюльпаны таки пузырь, устроили панику. И вот, многие тюльпановоды увидели, как их цветочки дешевеют в десятки раз прямо на глазах. Из-за банкротства продавцов рушилась вся цепочка перепродаж, порой даже вместе с клиентами. Рынок цветов полностью разрушился, что надолго замедлило развитие цветоводства в Голландии.
Но у этой трустори есть несколько интересных последствий. Дело в том, что до 1630-х годов голландское общество было построено на полном доверии соседей, семей, цехов и так далее. И поэтому рядовой гражданин гораздо более доверял соседскому алкашу дяде Везену, чем например иногороднему специалисту. Кульминация тюльпаномании — обрушение спекулянтов — подорвало это доверие, сформировав недоверие к каждому человеку. Помимо того, выжившие в ходе этой бойни тюльпановоды получили высокий авторитет, благодаря чему смогли развить торговлю. По итогам сегодня в Голланди существенная доля сельского хозяйства — выращивание тюльпанов, вся страна в польдерах, а 92% рынка тюльпанов контролируется голландцами.
Таким образом можно сделать вывод, что финансовые пузыри — это поле, на котором гибнет большинство, но оставшиеся силнейшие попадают в историю