Книга Артёма Попова «Избачиха» (Архангельск, литературно-издательский центр «Лоция») - сборник рассказов и очерков о дне сегодняшнем. О тех самых «простых», «маленьких» людях, которые были и остаются главными героями русской литературы.
Герои книги, в основном, жители деревни или недавние выходцы из деревни, ещё не утерявшие связь с малой родиной. Таков ведь и сам автор: живя в Северодвинске, он постоянно бывает в деревеньке на востоке Вологодской области, в краю лесном, сказочном…
Впрочем, сказочного в рассказах Артёма Попова не много – всё жизнь, узнаваемая, знаемая…
В лучших рассказах и очерках («Медвежий дом», «Ничего не бойся», «Капка», «Родные маячки» и др.) автор с такой любовью, с таким состраданием рассказывает о своих героях, и при этом с таким знанием жизни (и деревенской, и городской), что ему безусловно веришь и вместе с ним любишь и жалеешь (что в русском языке одно и то же) этих людей. Он и слова-то находит какие… Например, «терпеливица». И многие из нас, вслед за Артёмом Поповым, вспомнят своих деревенских и городских «терпеливиц» со светлой грустью и благодарностью…
Таких удач в книге много.
Есть и недостатки. Язык повествования, местами, переходит в газетную скороговорку (возможно и сказывается многолетняя журналистская практика). Кое-где и взгляд на героев – поверхностный, скользящий… Там и рассказы становятся просто «текстами»…
Но там, где сердцем видит и пишет автор, и язык появляется, и живые слова находятся, например, в рассказе «Медвежий дом» - эпизод посещения Татьяной Петровной кладбища и могилы тёти Глаши…
Но я не буду разбирать все рассказы построчно. Это не нужно, не имеет смысла. Книга уже сделана – написана, издана. Это первая книга автора. Вторая книга покажет, каким путём пойдёт писатель Артём Попов – будет продолжать писать тексты или будет душой проживать жизни людские.
Я верю, что Артём Попов и дальше будет писать так, как сам и заявляет в послесловии «Мои негромкие герои»: чтобы его рассказы (а, наверное, на подходе и повести) стали памятником «маленькому человеку» нашего времени.