Династия купцов Елисеевых начинала строить свою империю в Питере. Неизвестно во что бы вылилась их деятельность, если бы не революция, но теории рассматривать не будем. Интересно, что благодаря этому семейству в Питере много чего появилось, но одно из самых интересных зданий перед нами. Вот так должен выглядеть хороший магазин своего времени. Внимание привлекают скульптуры, а не вывески от которых начинают кровоточить глаза.
Нереально красивое оформление.
Здание было построено в самом начале 20 века, но успело увидеть немало. Вот, к примеру, снимок 1918 года. На транспаранте красуется надпись: «Долой империалистов всего мира». Любопытно, что в итоге СССР сам стал империей.
Это уже 60-е года прошлого века. К тому времени официально магазин стал называться «Гастроном №1». Второй же этаж здания отдали театру сатиры, впоследствии переименованный в «Театр комедии».
К концу 80-х рядом с театром и гастрономом выросли ларьки.
Сегодня же слева от него вместо ларьков кафе.
Мы расположились напротив - в Екатерининском саду на полдник. Моя дочь спала, а вот её несовершеннолетний коллега бодрствовал и соответственно хотел перекусить. Я рассматривал людей, курсирующих туда-сюда перед нами. Пока мы сидели на скамейке, прошло нескольких организованных групп туристов с гидами. Никогда мне не был близок такой формат поездок. Рассматривал я и Петра Первого с подругой - они окучивали туристов на предмет совместной фотографии. Как ни странно, но находились желающие. Глядя на этого ряженого Петра я вспоминал Довлатова. Он как-то тоже изображал императора, правда, туристов не охмурял. Там иные задачи стояли перед ним.
Однако откатимся немного в прошлое. Садик этот исторический и тоже повидал всякого. На снимке 1941 год.
А это уже 80-е. Почитывая о местах, где довелось погулять, с удивлением вычитал, что так называемый «Катькин садик» стародавнее место для встреч представителей ЛГБТ. Странно. Вот снимок, к примеру, 1983 года. Неужто они тут есть?
Впрочем, это не так уж и важно. Раз не светятся и не пропагандируют то я ничего против не имею. Куда занятнее, что относительно недавно в этом садике бесплатно выступал Борис Гребенщиков. Я считаю это прекрасно.
В день нашего визита в Питер тут никто не выступал. Ну да ладно. Наблюдать за такими же приезжими как я сам тоже интересно. Оценив, что пастух в лице гида разрешил фотографировать памятник, решил и я сходить поближе. Вон видите группа людей в левом углу снимка? Туристы. Через пару секунд я поравнялся с ними, надел такое же одухотворённо-внимательное лицо и принялся задумчиво фотографировать.
Памятник Екатерине Второй появился в садике в 19 веке. Композиция подозрительно напоминает памятник тысячелетию России. Пройдёмся вокруг.
Действующие лица - Румянцев, Потёмкин, Суворов. Голуби.
Безбородко, Бецкой.
Чичагов, Орлов-Чесменский.
Державин и Дашкова.
Про всякие городские легенды писать не буду. Отмечу лишь, что вандалы регулярно крадут отсюда шпагу Суворова. Ну и как-то тельняшку на Екатерину нацепили подвыпившие моряки.
Тем временем двигаемся дальше.
Вот тут мне потребуется помощь знатоков. Как я понял, в Питере в своё время существовало две так называемые «трубы». Одна тёплая, вторая соответственно холодная. Это были места, где играли уличные музыканты. А где уличные музыканты, там и их друзья. То есть тут когда-то тоже была тусовка. Собственно вопрос в том, где именно располагались обе трубы?
Кстати фотографий я набрал в этот раз из прекрасного сообщества. Дал тут добрый человек отличную ссылку, за что ему спасибо. Если же вы в ту пору обитали в Питере, то может быть, найдёте кого-то и из знакомых. Я знакомых не мог найти в силу своей географии, но с удовольствием полистал старые фотографии.
Как я понял, одна из труб находилась в переходе с фотографии выше. Когда-то тут давали концерты разные граждане.
А так же рядом тут процветала уличная торговля. Очень колоритный, на мой взгляд, снимок ушедшей эпохи. Это прямо рядом с Гостиным двором.
Любопытно, что к уличным музыкантам могли присоединиться иногда и именитые люди. Вот Чиграков, например, выступал там.
Играл тут и Сергей Шнуров. Это прямо напротив дома № 38 по Невскому проспекту. Я так понимаю снимок конца нулевых, Сергей к тому времени более чем состоялся, так что примечательная выходка взять и просто попеть на улице.
Сегодня тут всё облагородили. Никакой случайной уличной торговли нет.
Да и музыканты теперь играют под шатром, с кучей примочек и аппаратуры.
Сам же Гостиный двор сегодня выглядит весьма деликатно. Исчезли отсюда кришнаиты, заборы с кучей объявлений и панки.
Не смог я опознать, где именно сфотографирован Борис Гребенщиков. Знаю только, что где-то в районе Невского проспекта.
Когда-то он и жил в этом районе. Рядом с проспектом есть Малая Конюшенная улица. В прошлом улица Софьи Перовской. Там-то как раз и проживал когда-то Борис Борисович. Смотрите, как выглядела входная дверь к нему.
А это уже скромный быт российского рокера. Жил он в коммунальной квартире.
Питер славится своими крышами. Естественно по ним гуляли и рок музыканты. Это как раз снимок на крыше дома Гребенщикова.
Ну а мы тем временем возвращаемся в наши дни. Видите, сколько стоит туристических автобусов? Питер ведь у нас второй город в стране по посещаемости туристами. Не хватает нам конечно еще пары таких городов в плане размаха.
Через дорогу мой взор привлекла базилика святой Екатерины Александрийской. Здание 18 века. Интересно, что в 80-х годах тут был музей атеизма и частные квартиры. Ну а в 90-х началось восстановление. Сегодня у входа сидит куча художников.
Еще одно примечательное здание в этом же районе это Дом Зингера. В начале 20 века конечно круто умели строить. Ну и, наверное, все в курсе, что на верхнем этаже тут расположен офис конторы «В контакте».
Мы же тем временем, продираясь сквозь толпы местных жителей и туристов, приблизились к Казанскому собору.
Монументальное здание.
Ну и естественно кроме общепринятой истории как-то постройка тогда-то, проектирование тем-то имеет собор и другую. Уже происходившую в наше время. Вот попался Михаил Боярский у стен собора.
Но занятно другое. Каких-то 20 лет назад тут кипела бурная жизнь питерских неформалов.
Весьма разная тут публика собиралась. Как я понимаю с конца 80-х и до начала нулевых на «Казане» много всяких историй происходило. С удовольствием почитал бы чего-нибудь на эту тему.
На снимке 1998 год. Господи, как же все, похоже, было в наших городах. Казалось бы Питер! А общие образы идентичны моему провинциальному Орлу 90-х.
Сейчас колоннада собора заботливо укутана заборами. Больше там не сидят неформалы. Да и вообще лишние люди не оказываются. Центр города стал прилизанным.
Я зашёл внутрь. Как правило, в соборы я не любитель ходить. Тем более фотографировать. Затащила меня туда подруга Вика. Приспичило ей поглазеть на внутреннее убранство. Действительно внутри красиво. И бесплатно. Что радует.
Напротив Казанского собора можно бросить взор на другой собор. Спаса на крови. Он подозрительно напоминает московский собор Василия Блаженного. Хотя моложе его на несколько сотен лет.
Если я ничего не путаю, то весь цвет ленинградского рок клуба как раз на фоне Спаса на крови и запечатлен в конце 80-х.
А вот на этом месте у меня возникла путаница. Я предполагал, что в находящемся на реставрации здании когда-то писались альбомы русского рока, но судя по всему нет. Евангелическо-лютеранская церковь, где заседал Тропилло, расположена на Васильевском острове.
Бродить по Питеру и разглядывать его застройку можно до бесконечности. Много там всего.
Естественно не стоит забывать и про водные прогулки. Это еще одна прекрасная сторона мегаполиса.
Но в вечер того дня нашей целью была Дворцовая площадь. Кстати видите купол посреди дороги? Это отголоски ЧМ по футболу. Там мы прикупили себе символ ЧМ – Забиваку. Я ожидал, что дочь поиграет с ним пять минут и забудет, а нет. Она до сих пор укладывает его спать рядом с собой. Полюбилась эта игрушка ей.
Собственно Дворцовая площадь это банально, но мы же обычные туристы. Я никогда не стремился к какой-то элитарности. И не пытался называть себя путешественником или исследователем. Вообще в рамках ЖЖ странно видеть себя самого исследователем. Скорее я просто любопытный человек.
А любопытный человек себя не ограничивает какими-то рамками и не брезгует классическими достопримечательностями.
Дворцовая площадь всякое видела. Играли тут и Юрий Шевчук, и Вячеслав Бутусов. А вот Цой, по-моему, не успел. Снимок с его поминок.
Я не удивился когда, выйдя на площадь, услышал для начала песню «Прогулки по воде». Следом пошла «Пачка сигарет». Песни уже успевшие стать классикой. Но я готов был сгореть от стыда, когда исполнитель, окончив играть начал беседовать с публикой. Разговаривал он громко – через микрофон. Посыпались дежурные шутки, что если кому-то не нравится, как он поёт то он готов молчать за определенную сумму. Пел кстати неплохо. Но словарный запас меня расстроил. Я сам-то простой человек. Из деревни, чего уж тут душой кривить, но никак я не ожидал такой косноязычности от уличного музыканта в самом центре Питера. И вот это дурацкое чувство, когда стыдно за кого-то меня расстроило.
Впрочем, Питер настолько хорош, что расстраиваться тут некогда. Достаточно поглядеть по сторонам, и понимаешь, что моя досада это скорее исключение. Интеллигентных людей тут больше чем других. Ведь нельзя же жить среди такой архитектуры и быть примитивным человеком.
Ну а прогулки на этом месте у нас и окончились в тот день. Дальше был ужин, о чревоугодие по-питерски это конечно отдельная тема для исследований. Было и какое-то пиво в ночи, но уже дома. А вам мне рассказать, в общем-то, и ничего больше сегодня.
В следующей части двинем к легендарной котельной «Камчатка». В том районе есть масса всякого прекрасного. Спасибо за внимание и до новых встреч.