Кажется, все уже читали этот анекдот в разных вариациях.
После свадьбы муж заметил, что жена перед тем, как поставить мясо в духовку, отрезает у него куски с обоих концов. Муж удивился, зачем отрезать два нормальных куска мяса? Жена ответила, что это их семейный рецепт, так готовила мясо её мама и ее бабушка, и ее так учили. На вопрос, зачем, новобрачная ответить не смогла и обещала спросить у матери. Ее мама рассказала ту же историю: это семейный рецепт, так бабушка готовила. От бабушки молодая жена услышала то же самое. Прабабушка была еще жива, спросили у нее. "Да никакой это не рецепт, – ответила прабабушка. – В моей молодости у нас была маленькая духовка и маленький противень. Если мясо целиком не помещалось, приходилось отрезать куски".
Скажите честно, прочитав этот анекдот, вы думаете что-то философское о жизни и меньше всего о той самой кухне и том самом домашнем хозяйстве.
Недавно я схлестнулась с толпой милых хранительниц очага. Они всегда очень милые и всегда готовы порвать оппонента в доказательство своей нежности и доброты. Хранительницы очага доказывали мне, что на хозяйство уходит очень много времени, на одну готовку приходится тратить много часов. Когда я упомянула, что в рабочий день трудозатраты на ужин укладываются в сумме в 20-40 минут, дамы надулись аки индюки на паровоз и гордо сообщили, что они из полфабрикатов не готовят. На самом деле дамы похвастались, что готовить они не умеют.
Наши мамы и наши бабушки имели дело с советскими "синими птицами", поджарыми свиньями и умершими своей смертью коровками, от которых по пути к прилавку чудесным образом оставались только малосъедобные части. И вот из этого неприглядного набора советской хозяйке приходилось сотворить что-нибудь удобоваримое. Так возникло явление под названием "советская кухня", где с помощью перекручиваний, перетираний, нарезаний, проворачиваний, сыра, майонеза и прочих изощрений малопригодное мясо напитывалось жирами и микроэлементами, обретая пристойный вкус.
СССР с его дефицитом и вороватой торговлей давно закончился. Продукты в магазинах совсем другие. Но сотни тысяч биороботов хозяек повторяют все те же телодвижения, как будто у них все еще маленькая духовка, то есть, синюшная сухая курица и перемороженное мясо, а не сочный окорочок или алый отруб.
С хорошими продуктами не нужны танцы советской кулинарии. Технологии совсем другие, менее трудоемкие и, главное, сохраняющие больше вкуса и пользы натурального продукта.
Я описала технологии в статье "Миф о сухой курогруди" и выложила ссылку в дискуссию. Думаете, эти доморощенные шеф-повара хотя бы поинтересовались? При том, что минусов комментарию про 20-40 прилетело с полсотни, у статьи прибавилось полтора десятка прочтений, и подозреваю, что половина — мои сторонники. Остальные пошли заливать майонезом очередную запеканку, потому что мама так делала, бабушка так делала и, возможно, прабабушка тоже. Вы все еще смеетесь над анекдотом?
Перейдем к высоким технологиям. Например, сушилка или машина-автомат с сушкой. Я понимаю, что не каждому она по карману. Не будем брать даже тех, кто отказывается от нее по идеологическим соображениям (слышала и такое). Но наши бабушки гладили высушенное белье, наши мамы гладили высушенное белье, и счастливые обладательницы сушки вытаскивают бесконечные простыни и... гладят. Потому что положено.
Зачем? Когда белье сушилось на веревке, утюгом приходилось удалять остаточную влагу перед хранением и выжечь прилетевшую из воздуха гадость. После сушилки влаги нет (если вы не поторопились вытащить), и гадости тоже не особо (фильтры чистите?). После сушилки глажка не нужна. Совсем не нужна. Вытаскивайте сразу, как высушится, складывайте в шкаф, и будет вам счастье.
Некоторые даже полотенца гладить умудряются. Махровые. Которые от глажки становятся жесткими. Бабушка гладила, мама гладила, и мы будем. Положено.
Пойдем дальше. Если спросить у обладательницы современной стиральной машины-автомата, на что же уходит время, можно фейспалмить уже на первом пункте: разобрать белье на светлое, темное, стирать вручную, в холодной, в теплой... могут еще в количестве кучек посоревноваться.
Я не знаю, сколько у меня вещей, которые я стираю вручную. Точно меньше десятка, и это особые вещи, выходные или полувыходные, их можем не считать. Остальное делится на две кучи: постельное белье и одежда, причем делится еще на стадии укладывания в грязное.
Во-первых, я не покупаю вещи для ежедневной носки, которые нужно стирать каким-то особым образом. Во-вторых, от стирки до стирки я ношу вещи мало, "верхи", прилегающие к телу вообще по разу, не говоря уже о белье. В-третьих, при таком выборе и таком режиме вещам хватает деликатной стирки в прохладной воде средством для цветного белья. Всем. Всей куче. И белому, и цветному. Сколько у меня занимает заложить стирку? Три минуты. Если с обработкой пары пятен специальным составом, то пять. Сколько занимает стирка у тех, кто сначала раскладывает на белое и цветное, холодное и теплое, хлопок и синтетику, а потом все это стирает по очереди? Так день и прошел.
У ваших мам и бабушек не было средств для цветного белья и машинок со специальными режимами. У вас есть. Дальше см. анекдот.
Интересно, следующее поколение тоже будет готовить, прости господи, мясо по-французски, гладить постельное белье после высокотехнологичного агрегата и покупать тридцать пар трусиков из нежного кружева, чтоб было, чем заняться на выходных?