Найти тему

"Москва в снежном убранстве". Документальный фильм (1908).

В 1896 году в предместье Парижа, Венсене, Шарлем Пате, вместе с братьями, была создана киностудия, которая к 1905 году стала крупнейшей не только в Европе, но и во всём мире.

В 1908 году открылся её московский филиал, который занимался производством собственных и распространением зарубежных кинофильмов в России. Первым фильмом, снятым в России, стал документальный фильм “Москва в снежном убранстве”.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Съемка первого эпизода фильма проводилась из-за Москвы-реки от Москворецкого моста.

За кремлевской стеной мы видим Благовещенский и Архангельский собор Московского кремля, архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого и уничтоженный памятник Александру второму. Демонтаж бронзовой статуи Александра II начался в июне 1918 года, а окончательно снос мемориала завершился в 1928 году.

Видны купола церкви Константина и Елены в Тайницком саду, снесённой в 1928 году, а вдалеке можно разглядеть Вознесенский собор Вознесенского женского монастыря, взорванный в 1929 году.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Справа мы видим Беклемишевскую башню, построенную в 1488 году итальянским архитектором Марком Фрязиным.

Спасибо за ваши отметки «Мне нравится»👍!

Красная площадь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На переднем плане памятник Минину и Пожарскому на его первоначальном месте установки.

В 1931 году в ходе реконструкции Красной площади памятник перенесли к Покровскому собору (более известному как Храм Василия Блаженного), где он и стоит по настоящее время.

Вид на Никольскую башню от старого здания Оружейной палаты, снесенного в 1959 году.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Царь-пушка, шедевр русских оружейников.

В 30-х годах XIX века выставлена у фасада Оружейной палаты. В 60-е годы XX века была переставлена к северному фасаду звонницы колокольни Ивана Великого, где находится до сих пор.

Малый Николаевский дворец на Ивановской площади Московского Кремля.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В 1929 году дворец демонтировали вместе с прилегающими к нему Чудовым и Вознесенским монастырями.

Слева к дворцу примыкает митрополичий корпус Чудова монастыря и храм Благовещения. Еще левее мы видим Алексеевскую церковь Чудова монастыря. Это комплекс из двух зданий, трапезной и, собственно, церкви. Крыльцо выполненное в неоготическом стиле было пристроено к трапезной в 70-х годах XVIII века.

Царь-колокол, памятник русского литейного искусства XVIII века.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Колокол отлили по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1735 году в память потомкам о её царствовании. Формовка и отливка производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы.

В 1737 году во время Троицкого пожара был повреждён. Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Только в 1836 году колокол был извлечен и установлен на постаменте, где и стоит поныне.

Улица Кузнецкий мост.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Съемка эпизода проходила с видом в сторону Неглинной улицы, после пересечения с Петровкой.

Справа Солодовниковский пассаж, построенный в 1862 году архитектором Никитиным по заказу купца Солодовникова. Лицевым фасадом по Кузнецкому Мосту занимал весь квартал между Петровкой и Неглинной. С начала 1880-х годов в залах пассажа проводились художественные выставки.

В середине ноября 1904 года фотографом Александром Розенвальдом в пассаже был открыт один из первых кинотеатров Москвы "Синема-театр". После недолгого закрытия, состоявшегося в конце сезона Розенвальд на старом месте открывает синематограф "Кинофон", а еще позже "Одеон".

Поэт Владислав Ходасевич вспоминал о Солодовниковском пассаже: «Пассаж был местом прогулок, свиданий, ухаживаний. Московские "львы" в клетчатых серых брюках разгуливали по нему с тросточками или стояли у стен, «заглядывая под шляпки», как тогда выражались».

Здание пассажа было разрушено в 1941 году в результате бомбардировки Москвы нацистской авиацией.

Торговля в Охотном ряду.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Эпизоды ярмарки в Охотном ряду на масленичной неделе перед началом Великого поста.

Петровский парк.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

С середины XIX века является не только популярным местом гуляний, но и престижным аристократическим дачным местом. Причем, к началу XX века из-за развернувшегося дачного строительства зеленые насаждения парка настолько сократились, что в 1907 году Николай II запретил раздавать земли Петровского парка под дачи.

Во второй половине XIX века на территории парка были построены знаменитые рестораны «Яр» и «Стрельна». В числе посетителей которых были Савва Морозов, Антон Чехов, Александр Куприн, Максим Горький, Фёдор Шаляпин, а также Григорий Распутин.

По свидетельствам современников, «Стрельна» с летним отделением «Мавритания», представляла собой одну из достопримечательностей тогдашней Москвы, она имела огромный зимний сад, столетние тропические деревья, гроты, скалы и фонтаны.

5 сентября 1918 года, сразу после объявления красного террора, в Петровском парке московская ЧК провела публичный показательный расстрел заложников из представителей высшего чиновничества бывшей Российской империи.

Всего было казнено около 80 человек.

Общий вид Москвы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Панорамный обзор с Филаретовой пристройки Успенской звонницы Кремля.

На переднем плане купола Успенского собора Московского кремля. Вдалеке виднеется колокольня Крестовоздвиженской церкви, снесенной в 1934 году.

Фильм был снят французским кинооператором Жозефом-Луи Мундвиллером, который под псевдонимом Жорж Мейер работал в России с 1907 по 1914 год. Он же выступил и режиссером фильма.

Сначала Мейер работал помощником придворного кинооператора, затем в российском отделении фирмы «Братья Пате», а позже в торговом доме «Тиман и Рейнгардт». В России Мейер снимал царскую хронику, работал над серией видовых картин под общим названием «Живописная Россия». Также, ему принадлежат съемки Льва Толстого.

За время работы в России снял около 70 фильмов. Оказал большое влияние на развитие российской кинооператорской школы и считается одним из пионеров российского кинематографа.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, был выслан из России, так как являлся подданным германской империи, и под своей настоящей фамилией продолжил работу в качестве кинооператора во Франции.

Российское отделение компании «Пате» функционировало до 1913 года. К 1910 году под контролем представительства находилось до 70 % тогдашнего кинорынка в России. В 1913 году производство художественных фильмов было прекращено, а предприятие продано торговому дому «Тиман и Рейнгардт».

В 1919 году на базе фабрики Пате было организовано производство первых советских грампластинок с записями речей Ленина.

Ремастеринг фильма проведен студией “Документальная история”.

Смотрите еще: Сан-Франциско до землетрясения и пожара в 1906 году. Кинохроника.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Спасибо за внимание! Ваши комментарии и репосты помогают в продвижении проекта!