В 1896 году в предместье Парижа, Венсене, Шарлем Пате, вместе с братьями, была создана киностудия, которая к 1905 году стала крупнейшей не только в Европе, но и во всём мире.
В 1908 году открылся её московский филиал, который занимался производством собственных и распространением зарубежных кинофильмов в России. Первым фильмом, снятым в России, стал документальный фильм “Москва в снежном убранстве”.
Съемка первого эпизода фильма проводилась из-за Москвы-реки от Москворецкого моста.
За кремлевской стеной мы видим Благовещенский и Архангельский собор Московского кремля, архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого и уничтоженный памятник Александру второму. Демонтаж бронзовой статуи Александра II начался в июне 1918 года, а окончательно снос мемориала завершился в 1928 году.
Видны купола церкви Константина и Елены в Тайницком саду, снесённой в 1928 году, а вдалеке можно разглядеть Вознесенский собор Вознесенского женского монастыря, взорванный в 1929 году.
Справа мы видим Беклемишевскую башню, построенную в 1488 году итальянским архитектором Марком Фрязиным.
Спасибо за ваши отметки «Мне нравится»👍!
Красная площадь.
На переднем плане памятник Минину и Пожарскому на его первоначальном месте установки.
В 1931 году в ходе реконструкции Красной площади памятник перенесли к Покровскому собору (более известному как Храм Василия Блаженного), где он и стоит по настоящее время.
Вид на Никольскую башню от старого здания Оружейной палаты, снесенного в 1959 году.
Царь-пушка, шедевр русских оружейников.
В 30-х годах XIX века выставлена у фасада Оружейной палаты. В 60-е годы XX века была переставлена к северному фасаду звонницы колокольни Ивана Великого, где находится до сих пор.
Малый Николаевский дворец на Ивановской площади Московского Кремля.
В 1929 году дворец демонтировали вместе с прилегающими к нему Чудовым и Вознесенским монастырями.
Слева к дворцу примыкает митрополичий корпус Чудова монастыря и храм Благовещения. Еще левее мы видим Алексеевскую церковь Чудова монастыря. Это комплекс из двух зданий, трапезной и, собственно, церкви. Крыльцо выполненное в неоготическом стиле было пристроено к трапезной в 70-х годах XVIII века.
Царь-колокол, памятник русского литейного искусства XVIII века.
Колокол отлили по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1735 году в память потомкам о её царствовании. Формовка и отливка производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы.
В 1737 году во время Троицкого пожара был повреждён. Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Только в 1836 году колокол был извлечен и установлен на постаменте, где и стоит поныне.
Улица Кузнецкий мост.
Съемка эпизода проходила с видом в сторону Неглинной улицы, после пересечения с Петровкой.
Справа Солодовниковский пассаж, построенный в 1862 году архитектором Никитиным по заказу купца Солодовникова. Лицевым фасадом по Кузнецкому Мосту занимал весь квартал между Петровкой и Неглинной. С начала 1880-х годов в залах пассажа проводились художественные выставки.
В середине ноября 1904 года фотографом Александром Розенвальдом в пассаже был открыт один из первых кинотеатров Москвы "Синема-театр". После недолгого закрытия, состоявшегося в конце сезона Розенвальд на старом месте открывает синематограф "Кинофон", а еще позже "Одеон".
Поэт Владислав Ходасевич вспоминал о Солодовниковском пассаже: «Пассаж был местом прогулок, свиданий, ухаживаний. Московские "львы" в клетчатых серых брюках разгуливали по нему с тросточками или стояли у стен, «заглядывая под шляпки», как тогда выражались».
Здание пассажа было разрушено в 1941 году в результате бомбардировки Москвы нацистской авиацией.
Торговля в Охотном ряду.
Эпизоды ярмарки в Охотном ряду на масленичной неделе перед началом Великого поста.
Петровский парк.
С середины XIX века является не только популярным местом гуляний, но и престижным аристократическим дачным местом. Причем, к началу XX века из-за развернувшегося дачного строительства зеленые насаждения парка настолько сократились, что в 1907 году Николай II запретил раздавать земли Петровского парка под дачи.
Во второй половине XIX века на территории парка были построены знаменитые рестораны «Яр» и «Стрельна». В числе посетителей которых были Савва Морозов, Антон Чехов, Александр Куприн, Максим Горький, Фёдор Шаляпин, а также Григорий Распутин.
По свидетельствам современников, «Стрельна» с летним отделением «Мавритания», представляла собой одну из достопримечательностей тогдашней Москвы, она имела огромный зимний сад, столетние тропические деревья, гроты, скалы и фонтаны.
5 сентября 1918 года, сразу после объявления красного террора, в Петровском парке московская ЧК провела публичный показательный расстрел заложников из представителей высшего чиновничества бывшей Российской империи.
Всего было казнено около 80 человек.
Общий вид Москвы.
Панорамный обзор с Филаретовой пристройки Успенской звонницы Кремля.
На переднем плане купола Успенского собора Московского кремля. Вдалеке виднеется колокольня Крестовоздвиженской церкви, снесенной в 1934 году.
Фильм был снят французским кинооператором Жозефом-Луи Мундвиллером, который под псевдонимом Жорж Мейер работал в России с 1907 по 1914 год. Он же выступил и режиссером фильма.
Сначала Мейер работал помощником придворного кинооператора, затем в российском отделении фирмы «Братья Пате», а позже в торговом доме «Тиман и Рейнгардт». В России Мейер снимал царскую хронику, работал над серией видовых картин под общим названием «Живописная Россия». Также, ему принадлежат съемки Льва Толстого.
За время работы в России снял около 70 фильмов. Оказал большое влияние на развитие российской кинооператорской школы и считается одним из пионеров российского кинематографа.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, был выслан из России, так как являлся подданным германской империи, и под своей настоящей фамилией продолжил работу в качестве кинооператора во Франции.
Российское отделение компании «Пате» функционировало до 1913 года. К 1910 году под контролем представительства находилось до 70 % тогдашнего кинорынка в России. В 1913 году производство художественных фильмов было прекращено, а предприятие продано торговому дому «Тиман и Рейнгардт».
В 1919 году на базе фабрики Пате было организовано производство первых советских грампластинок с записями речей Ленина.
Ремастеринг фильма проведен студией “Документальная история”.
Смотрите еще: Сан-Франциско до землетрясения и пожара в 1906 году. Кинохроника.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Спасибо за внимание! Ваши комментарии и репосты помогают в продвижении проекта!