Тёмной туманной ночью, когда жители одиноких ирландских деревень запирают крепкие дубовые двери на замки, а в окнах старых домов гаснут последние одинокие огни, будто боясь привлечь к себе внимание чего-то потустороннего, по старинным дорогом мчится он. Тёмный и неуловимый как призрак, восседая на своём вороном коне, он несётся в поисках людей, чьи дни уже сочтены. Никто не знает для чего, забрать ли их души с собой в ад или же освободить от оков бренного мира, но ясно одно, тому, кто встретит Дуллахана на ночной дороге, несдобровать. Иные, в наше время, нарекли бы его Всадником без головы, однако являясь всего лишь прообразом всеми известного книжного персонажа, он является людям в более ужасающем обличии. Держа свою бледную, цвета сгнившего сыра, голову под мышкой, она имела кошмарные чёрные постоянно бегающие из стороны в сторону глаза, рот же искажался в не менее кошмарной улыбке на пол лица. В место же кнута, злой дух подгоняет своего коня человеческим позвоночником. Изредка, но бывает, что конь всадника запряжён в крытую повозку, увешанную различными атрибутами смерти: снаружи висят черепа с горящими глазницами, освещающие ему путь, спицы колёс изготовлены из бедренных костей, а обшивка повозки сделана из изъеденного червями погребального савана или высушенной человеческой кожи. Человеку, которому выпало несчастье встретиться с этим призраком, ни в коем случае нельзя обращать на него внимания, а лучше и вовсе скрыться из виду, ведь любопытных ждёт страшная кара - удар хлыста-позвоночника по глазам, сующего не в свои дела путника, сулит потерей глаза, или же окатив его свежей кровью из бадьи, что сулит более страшную кару - смерть. Древние сказанья гласят что, от Дуллахана нельзя защититься какими-либо препятствиями будь то ворота или двери. Только одно может спасти его жертву - золото. Одного прикосновения золотого креста к нечестивому всаднику будет достаточно чтобы изгнать его навсегда.
Однако, в одной из ирландских легенд говориться, что Дуллахан не всегда мужчина, так, например:
“Мужчина встречает на дороге девушку и предлагает её подвезти в повозке. Вскоре, воспылав к ней страстью и вознамерившись поцеловать, а затем погнавшись за ней и догнав на кладбище, он внезапно обнаруживает, что сделать этого не получится за неимением у неё головы. На кладбище перепуганный герой рассказа становится свидетелем самого странного хоровода Дуллаханов, который только можно себе представить. Он видит старое колесо для пыток с насаженными на него черепами, а безголовые обладатели этих черепов, крутят его и танцуют под музыку, которая доносится невесть откуда, и поют песню, а потом насмехаются над героем и даже предлагают ему с ними выпить”.
Вообще, сами по себе Дуллаханы большие шутники, любящие довести несчастного до предсмертного состояния.
Один ирландский собиратель фольклора Томас Крофтон Крокер, когда пытался понять, что же такое Дуллахан, заметил:
“Под этим названием имеют в виду разновидность гоблина. Конечно, не того образа гоблина, навязанного популярной культурой. Фольклорный образ, который подразумевался под этим словом, часто не имел определённого облика. Это некий "страх", ужас, который может встретиться в почти любом виде. Слово Dullahan или как его ещё называют Durrachan, Крокер выводил из ирландского durr, dorr — "ярость", или Durrach — "злобный, яростный", что намекало на злобную природу этого существа. Правда, не все истории про встречу с Дуллаханом заканчиваются печально для людей”.
Излюбленным местом пребывания Дуллахана являются графства Слайго и Даун, а в графстве Тирон Дуллахана замечали с другим легендарным призраком женщины банши. Вместе они управляют каретой, в которую запряжены шесть лошадей черной масти. Карета, мчась с бешеной скоростью, из-за трения поджигает кустарники вдоль дороги. Все ворота разлетаются в стороны, независимо от того, как твердо они заперты. Иногда Дуллахана рассматривают и как мужскую разновидность ирландской банши, хотя в последнем случае стоит заметить, что Дуллахан не является предвестником смерти членов определённых семейств, как это делает ирландская плакальщица банши.
Происхождение Дуллахана доподлинно не известно, но говаривают, что в Дуллахане воплотился дух кельтского бога Кромма Дуба (Кромм Черный), которому в некоторых версиях мифов приносились не только первые плоды ежегодного урожая, но и первенцы каждого семейства. Культ Кромма Дуба существовал вплоть до прибытия в Ирландию христианских миссионеров в шестом веке.
Прошло уже несколько веков с тех пор как Дуллахана видели в последний раз, однако, среди деревенских жителей вечно зелёной Ирландии ходят слухи, что однажды, какой-нибудь тёмной туманной ночью где-то на старинных дорогах всё ещё можно услышать полуночный топот призрачных копыт и весёлые выкрики человеческих имён из искорёженной улыбке всадника, что оглашает свои следующие жертвы...