В наш век стремительной информатизации, когда объемы информации удваиваются за какие-то десять лет, когда, с появлением электронных носителей информации стираются границы, и в условиях мировой глобализации формируется единое информационное пространство бесконтрольно возрастает сила воздействия средств массовой информации. Повсеместное применение и роль Интернета, вряд ли подлежит обсуждению − были снесены границы, теперь информация может попадать из одного конца земного шара в другой в реальном времени. Наступила эпоха глобализации и информатизации. К данным явлениям можно относиться по-разному, но отрицать их присутствия не имеет смысла.
Средства массовой информации (СМИ), в силу своей доступности и разнообразия, обладают широчайшими возможностями. СМИ, наряду с другими факторами, занимают значительное место в деле формирования общественного мнения, настроения, традиций и образований, таких как знания, привычки, ценности, мотивы и мировоззрение целом.
Широкое использование возможностей СМИ стало неотъемлемой частью локальных войн и вооруженных конфликтов последней четверти XX века, это объясняется тем, что в современных условиях печать, радио, телевидение и Интернет являются важным фактором формирования морального духа и патриотических чувств граждан. Успех в современных политических, общественных, рекламных и др. компаниях все больше зависит от умелого информационно-психологического воздействия на социум. И, наоборот, недооценка этого воздействия может привести к самым отрицательным последствиям и даже отказу от достижения исходных политических и военных целей.
Влияние СМИ осуществляется через влияние на разум и чувства человека. Рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитана на убеждение людей с помощью информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Однако различные политические силы широко применяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются руководители СМИ, обильно насыщая передачи эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека.
Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх.
Наибольшую опасность для людей представляет использование СМИ в целях манипуляции. Необходимо помнить о том, что механизму использования манипуляций всегда отводилось особое место в системе профессиональных знаний о том, как общаться с людьми, без этих уловок невозможно представить деловые контакты.
Влияние СМИ на психологическое развитие детей
СМИ, конечно же, оказывают огромное психологическое влияние и на сознание и подсознание ребенка. Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно, опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как ребенок принимает её готовой, не задумываясь и ему можно внушить очень многое. Поэтому, часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать. СМИ сегодня − это мощный фактор влияния на психическое состояние.
Глобализация информационного пространства и технические достижения превратили СМИ в мощнейший фактор воздействия на картину мира, как отдельного человека, так и политических и экономических субъектов. Выделим его основные черты и особенности.
Во-первых, развитие средств массовой коммуникации (в данном случае речь идет обо всем массиве масс-медиа) породило феномен «дефицита от изобилия». Под этим подразумевается то, что при огромном объеме информации, из которого намеренно убирают причинно-следственные связи, человек перестает ее воспринимать, и приходит к выводу, что ничему нельзя верить. Таким образом, при широкомасштабном информационном потоке, в результате утраты доверия к подаваемой информации, человек оказывается как бы в информационном вакууме.
Вторая особенность современной подачи информации через СМИ − это «перфомансность» (от английского "performance" − представление). Человек как в детстве испытывает тягу к развлечениям, сенсациям, массовым зрелищам. Подача информации все чаще приобретает характер шоу, это переносится и на повседневную жизнь, народ стремится стать участником какого-либо феерического действа.
Третье, это визуализация. Визуальная (зрительная) коммуникация между людьми стала основой человеческого общения. Визуальные образы и коды заменили все другие способы передачи информации (язык, жестикуляция и т.д.). В этой связи телевизор и Internet выходят на первое место по популярности. Опасность заключается в том, что в результате человек утрачивает способность образно, творчески мыслить, визуальные образы для него и за него создают другие, имея возможность с их помощью управлять сознанием получателя.
Потенциально опасная для психики несовершеннолетних информационная продукция, в частности, устрашающего, жестокого, порнографического характера, дискредитирующая семью и родителей, провоцирующая детей к потенциально опасным поступкам, а также содержащая ненормативную лексику, – частичноограничивается к распространению в соответствии с возрастной классификацией. И именно государство должно выработать критерии «вредной» информации, определиться с органом, который будет контролировать содержание СМИ в части информации, способной нанести вред несовершеннолетним, с различными технологиями защиты.
СМИ могут привить нам целый комплекс установок по отношению к какому-то объекту. К примеру, посмотрев волнующий художественный или документальный телефильм о СПИДе, люди могут принять ближе к сердцу эту проблему и начнут больше сострадать жертвам болезни. Предназначенные для взрослой аудитории фильмы ужасов, в которых женщины испытывают сексуальное возбуждение, когда на них нападают или когда их насилуют, могут навести зрителей на мысль, что женщины получают скрытое удовольствие, становясь жертвами сексуального насилия. Установки оценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение, поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшем обрабатывать информацию.
Подводим итоги
За последние полтора десятка лет выросло новое поколение россиян, на мировоззрение, мироощущение, ценностные установки которых решающее воздействие оказывают виртуальные компьютерные образы, символы, информация, поставляемая странами — оппонентами России на международной арене.
Виртуальная реальность у подростков и молодежи все более вытесняет реальные события, чувства, деятельность, общение. Компьютерные игры приходят на смену традиционным видам активного досуга. Специфический компьютерный сленг общения искажает родную речь.
К средствам психологического воздействия на личность можно отнести печатную продукцию, радио- и телевещание, кино, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители аудио- и видеоинформации, компьютерные телекоммуникационные сети, даже предметы повседневного обихода, продукты питания и игрушки. С помощью этих средств человек уводится в вымышленный мир как активный участник разыгрывающихся виртуальных событий, оказываясь беспомощным и легко управляемым в мире реальном. Наиболее уязвимы, при этом, люди духовно неразвитые, дети, подростки.
Таким образом, ставшие неотъемлемой и весьма значимой частью нашей жизни, средства массовой информации таят в себе мощный потенциал негативного влияния как на общество, в целом, так и на каждого конкретного человека, в частности. Призванные выполнять позитивные функции, информировать и позволять каждому члену общества формировать свое собственное отношение к происходящему вокруг, они, напротив, зачастую дезинформируют и моделируют поведение, манипулируя человеческим сознанием. Особенно остро эта проблема стоит, когда речь идёт о ещё не сформировавшемся сознании ребёнка.