Найти тему
NEDOGETTO

Что может произойти за 4 минуты и 33 секунды?

Можно посмотреть музыкальный клип. Можно прочитать главу книги. Можно пробежать пару километров.

А можно сыграть или послушать самое известное и неоднозначное произведение американского композитора Джона Кейджа - «4’33».

Каждую эпоху представление о музыке и искусстве менялось параллельно образу жизни и мышлению человечества. Когда-то искусство являлось лишь чем-то бытовым, например нарисовать на скале вчерашние события и вызвать (попытаться) дождь бубном и голосом. Где-то искусство не имело автора, было народным и передавалось из поколения в поколение. А где-то оно было воздвигнуто в совершенство. Мы до сих пор восхищаемся и равняемся на художников и композиторов золотого века.

Рафаэль Санти. Афинская школа.
Рафаэль Санти. Афинская школа.

Но, как я уже сказал, само искусство и представление о нём меняются. И яркий тому пример Модернизм и Постмодернизм. Искусство постепенно начали переворачивать с ног на голову в поисках чего-то нового. Это коснулось абсолютно всего: литературы, изобразительного искусства, музыки и соответственно образа жизни. Музыканты, поэты и художники стали изобретать совершенно новые формы и стили, одно новшество переходило в другое. И иногда это доходило до (в каком-то смысле) абсурда: примитивные формы, грязные аккорды, рандомные мазки (по меркам предыдущих поколений). В общем - рубрика «эксперименты».

Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и жёлтым.
Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и жёлтым.

Но вернёмся к Джону. Имея неординарное мышление и стремление к экспериментам ещё с детства, Кейдж стал ярким представителем эпохи переворотов в искусстве. И в 1952м году в свет вышло трёхчастное произведение для вольного состава оркестра «4’33».

Джон Кейдж
Джон Кейдж

(Википедия)⬇️

Длительность произведения соответствует его названию; по частям это, начиная с первой, — 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд, соответственно. На всём протяжении исполнения сочинения участники ансамбля не извлекают звуков из своих инструментов; по задумке автора содержанием каждого из трёх фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции.

В итоге искусство теперь нужно понимать не только глазами и ушами, но ещё и головой, додумывать и понимать, что хотел донести автор.

P.S.

Я из тех людей, кто разбирается в классической музыке, слушает Моргенштерна, любит комиксы и Иеронима Босха, не переносит работы Андреасяна и знает наизусть диалоги Тарантино.

Всем здоровья.