Найти в Дзене
Логопедюля

ОНР 2 уровня. Речь «вызвали», а дальше?

Расскажу, как логопед работает с детками с ОНР 2 уровня.
Оглавление

В прошлой статье я писала про ОНР 1 уровня. Сегодня расскажу, чем второй уровень отличается от первого.

Итак, при ОНР 2 уровня речевого развития дети используют в речи предложения из одного или двух слов с множеством ошибок. Они «выбирают» неправильные окончания или же вообще не изменяют слова в речи (по падежам, числам и родам). Таким детям неврологи ставят ЗРР — задержку речевого развития. Диагноз говорит о том, что ребенок отстаётся от сверстников.

Как логопед строит работу с детьми с ОНР 2 уровня

Основные логопедические направления работы — это развитие грамматики и обогащение лексики. Под грамматикой подразумевается умение изменять слова по падежам, числам, родам, лицам, использовать предлоги, образовывать новые слова, а под лексикой — количество слов, которые знает и может произнести ребенок.

Грамматика. Учим ребенка:

  • образовывать единственное и множественное число существительных (хата — хаты, оса — осы);
Пособие есть в свободном доступе
Пособие есть в свободном доступе
  • использовать глаголы в единственном и множественном числе, образовывать единственное и множественное число глаголов (бежит — бегут)
  • изменять слова по падежам. Этапы: В. п. — «Вижу маму», Р. п. — «Нет мамы» , Дат. п. — «Даю белке», Творит. п. — «Любуюсь белкой», Предл. п. — «Думаю о белке». После отработки каждого падежа работаем над умением правильно использовать окончание в беседе с опорой на картинки или игрушки.
На этой странице Им. п., Р. п. и В. п.
На этой странице Им. п., Р. п. и В. п.
  • использовать числительные (1 слива, 2 сливы, 3 сливы и т.д.)
Считаем фрукты: одна груша, две груши, три груши, четыре груши.
Считаем фрукты: одна груша, две груши, три груши, четыре груши.
  • согласовывать существительные с прилагательными (большой дом, большие дома, большая груша, а не «желтый футболка» или «зеленая лист»).
Страница из альбома Батяевой Светланы Вадимовны
Страница из альбома Батяевой Светланы Вадимовны

Детей с ОНР нужно учить всему, чему остальные дети учатся без посторонней помощи. В норме к 3,5 годам дети уже практически без ошибок выбирают окончания.

Весь процесс овладения грамматикой может занять много времени: не месяц и не два, а год или даже больше, в зависимости от частоты и регулярности работы.

В работе логопед использует и игрушки, и распечатанные материалы, так как ребенка нужно потихоньку приучать к учебной деятельности. Даже 5 минут может быть достаточно.

Лексика

Во время работы над грамматикой логопед подбирает определенные лексические темы. В детском саду темы расписаны по месяцам: осень, овощи и фрукты, домашние животные, дикие животные, детский сад и т.д. В частной практике логопед может придерживаться своего тематического плана.

В последнее время стали популярны тематические сенсорные подносы. Впервые об этом прочитала у М. Лынской. С помощью таких подносов можно работать и над грамматикой, и над лексикой, и делать артикуляционную гимнастику более интересной.

Сенсорная коробка «Ферма, домашние животные»
Сенсорная коробка «Ферма, домашние животные»

Все эти этапы каждый ребенок может проходить в своем темпе: кому-то потребуется полгода, кому-то полтора. Но при постоянном повторении и с разнообразием игр ребенок начнет говорить правильно и без ошибок.