Найти тему
Андрей Малахов

Негуманные методы дрессировки собак

Начнём с того, чем они отличаются - негуманные методы часто используют принуждение и наказание, принцип "кнута и пряника". В то время как гуманные всё это отрицают. Суть метода кнута и пряника понятна: сделал то, что нужно - получил подкрепление, не сделал или сделал неправильно - получил наказание. Многие так воспитывают детей, полагая, что это дисциплинирует. В действительности - применение несправедливых, с точки зрения обучаемого наказаний, да ещё и физических, принуждающих его что-либо делать против своей воли, может и научат какому-то поведению, но направленному на избегание наказания. И то только до тех пор, пока мотивация страха выше, чем мотивация совершить нежелательное поведение. Более того - сам факт, что ни с того ни с сего, периодически прилетает рывок, пинок, или вообще подвешивание на удавке вызывают чувство отсутствия контроля и панику. Вспомните себя, в ситуациях когда всё плохо, а Вы ничего не можете сделать...мало приятного, верно? А собаки воспитываемые такими методами, живут в этой ситуации постоянно, испытывая хронический стресс, и накапливая в организме кортизол (гормон стресса). И крекер который суют в морду после взбучки, никак не компенсирует произошедшего. Да, скорее всего собака его съест, но это вовсе не значит, что теперь она радуется и сделала правильные выводы.

Те собаки, которым посчастливилось иметь крепкую нервную систему - могут без особых последствий перенести такие методы воспитания (если без перегибов). Остальные, коих подавляющее большинство, переносят наказания очень тяжело, и оно в свою очередь накладывает огромный отпечаток на поведение, и восприятие окружающего мира собакой.

Опытные инструктора, хорошо разбирающиеся в формировании поведения могут успешно работать с такими инструментами(они называются аверсивными), но даже они часто косячат, портя животным нервную систему - а последствия таких их занятий мы с Вами не увидим на просторах интернета...

Представим применение физического наказания, как его видит собака. На примере встречи с другой собакой на прогулке. Итак, в поле зрения появилась собака - первое естественное желание подбежать познакомиться. Собака начинает движение в комфортном ей темпе в сторону появившегося животного, поводок натягивается и пройти дальше не получается! Вот это облом!( А ведь общение с другими представителями вида - потребность социального инстинкта). В этот момент животное испытывает сильную фрустрацию(корень большинства проблем поведения кстати). Но мало того, вслед за неприятной натяжкой поводка следует ещё и рывок, приносящий боль и последующая ругань и недовольство хозяина. В итоге ассоциативно мыслящая собака делает простой вывод - появление других собак в поле зрения, предвестник негативных последствий, который стоит как можно скорее отогнать лаем или рычанием, пока снова не прилетело, как это обычно бывает. Вот и новая проблема поведения созданная на ровном месте! И таких примеров покопавшись в жизни собаки можно найти множество. По следствию найти причину, проработать и устранить - в этом заключается работа специалистов по коррекции поведения, которым в дальнейшем приходится выправлять несчастных собак, воспитываемых в "строгости и дисциплине".