Найти в Дзене
СкорееВсего

Крылья велотуриста

Оглавление

Те, кто катается чуть дальше, чем за хлебом, хорошо знают, что велосипед, как и любой спортивный снаряд, должен подходить по фигуре. Для любителей запоем покрывать по 100км в день и больше нет вариантов брать велосипед в прокат, и единственным (верным) решением остаётся брать его с собой.

Для выездов в соседние области надёжный способ заброса - электричка или автобус. Здесь сразу исключаем как вариант личный транспорт, так как он накладывает ограничение на маршрут: выехав из точки А, вы обязательно должны в неё же и вернуться.

Автобус

Здесь весь вопрос в том, чтобы в багажном отсеке было достаточно места, чтобы сложить байк. Заранее лучше проверить, что на маршруте стоит автобус на 40 мест, а не микроавтобус, где велосипед придётся разбирать на атомы, чтобы уместить его между задними створками и последним креслом.

Более того, сервис Яндекс.Расписания выдаёт также и индивидуальных предпринимателей на личном авто, которые также собирают пассажиров на BlaBlaCar. Можно, конечно, рассмотреть такие варианты, если другие маршруты не подходят к вашей планируемой точке старта. Как правило, информацию о типе транспортного средства можно найти на e-traffic или на Яндекс.Расписаниях. В любом случае в маршруте указывается перевозчик, и дальше не составит труда найти поиском тип автобуса на сайте компании.

Пара напутственных лайфхаков:

  • Есть ряд маршрутов, где принимают велосипед как отдельный предмет багажа за небольшую копеечку. Вы в любом платите за него, но велосипед поедет с вами на подвесной консоли без необходимости разбора. Отсутствие рядом баулов и тележек можно также записать в плюс. Но всё же следует заранее снять навесное оборудование типа велокомпьютера или навигатора. В России велокрепления на автобусах не встретишь, но для Прибалтики, Польши и далее на запад - более-менее устоявшаяся практика. FlixBus берёт 9 евро за перевозку, литовская Kautra везёт за спасибо.
Изображение заимствовано с warmshowers.com
Изображение заимствовано с warmshowers.com
  • Некоторые автобусы (например, Van Hool) имеют вертикальный багажный отсек за задним колесом, который всю дорогу будет индивидуальным местом для велосипеда. Такой способ перевозки помимо сохранности в движении даёт ещё и приоритет при посадке и высадке, и плюс избавит от лишних возможных манипуляций на промежуточных остановках.
-2

Поезд

РЖД резонно требует соблюдения своих прописных требований в части удобства прохода пассажиров и соблюдения чистоты. В сидячих экспрессах самым дешёвым решением будет рулон пакетов и моток скотча. Бюджет - 100р. Всё, что вам нужно - разрезать пакет по обеим сторонам и каждую полученную полосу примотать к колесу. На каждое колесо уйдёт 3-4 пакета и в целом 5-10 минут на всю процедуру. Функцию пакетов может выполнять также пищевая плёнка. Плюс в том, что вам не нужно таскать с собой в своём велопутешествии велочехол. Ещё раз: между электричкой, где можно велосипед можно везти как угодно, и Сапсаном есть разница. Во втором случае давить проводника авторитетом без знания собственных обязанностей не получится.

В спальных вагонах велосипед едет в отдельном купе с другими крупногабаритным имуществом. Не забудьте только приобрести билет на велосипед заранее, чтобы не возникло замешательства в ответственный момент.

Самолёт

С перелётами всё несколько сложнее, но в целом - дело практики, поэтому теоретическую часть о том, как упаковать велосипед по требованиям перевозки, оставим за скобками. Об этом более-менее внятно сказано на сайте у каждой авиакомпании. Сами авиакомпании могут быть в разной степени лояльными к путешествующим велосипедистам. Стоит сказать только, что не стоит в целях экономии габаритов разбирать велосипед на атомы, чтобы, например, не рассыпать подшипники, из рулевой колонки. Позаботьтесь заранее о том, чтобы самые больные места типа тормозных рукояток и переключателей были хорошо защищены и зафиксированы (пузырьки, скотч), потому что ваш чехол с велосипедом будут волочить и закидывать чемоданами - не стоит питать иллюзий, даже если вы обклеите чехол оберегами "fragile".

Перед покупкой билета лучше проверить требования к спортинвентарю. У некоторых компаний, как ранее у Adria Airways, в габаритах указано, что сумма измерений не должна превышать 185 см, по которым кое-как проходят только рамы малой ростовки.

Georgian Airways предлагают билеты в Тбилиси по соблазнительным ценам, но велосипед, как негабаритный багаж, оплачивается отдельно по тарифу, сопоставимому со стоимостью самого билета. Большой палец вниз.

Авиакомпании из года в год любят играть с тарифами, приписывая им красивые названия типа промо, флекс, эконом-плюс и бизнес-лайт. Например, в Уральских авиалиниях в самый дешёвый тариф можно будет влезть только с лёгким шоссейным велосипедом до 10кг. А кросс-кантрийный велосипед, который будет весить уже 12-14кг, пойдёт уже по более дорогому тарифу. Разница на маршруте Москва - Екатеринбург составит 1000р.

Следующая таблица резюмирует базовые (не промо) тарифы по нескольким авиакомпаниям, совершающим рейсы по России. Прочерки в полях указывают на отсутствие официальных предписаний.

Цены в рублях для зарубежных авиакомпаний рассчитаны по курсу 1 евро = 81.62 руб.
Цены в рублях для зарубежных авиакомпаний рассчитаны по курсу 1 евро = 81.62 руб.

Разумеется, список авиакомпаний здесь далёк от исчерпывающего, но он включает несколько зарубежных перевозчиков для примера, российских лоукостеров, и доминирующих российских перевозчиков. То есть здесь нет региональных перевозчиков типа Авроры или Силы. Но из этой таблицы видно, что габаритные требования и вес у всех авиакомпаний плюс-минус одинаковы. Разумеется, как уже было отмечено выше, если у вас не алюминиевый, а карбоновый конь, который с чехлом проходит до 10кг, есть резон брать более дешёвый тариф, и весовые требования там будут ниже, чем в таблице.

Напрашивается вывод - чем выше доплата к багажному тарифу, тем менее она гостеприимна к велопутешественникам. Если лететь из Москвы в Ригу, то с большей вероятностью вы выберете Utair или, даже со всеми доплатами, Победу, чем airBaltic. Однако то же было бы справедливо и для тарифов без спортивного инвентаря, то есть велосипед не добавляет диспропорции при выборе той или иной компании.

При том что габаритные ограничения у большинства авиакомпаний примерно соответствуют велосипеду с 58-дюймовой рамой (на человека примерно 185см ростом), весовые ограничения позволяют переложить в чехол что-то из ручной клади. Например, варенье из грецкого ореха вам легко завернут как жидкость, а можно перелить его заранее в велофлягу и дома с удовольствием вспомнить поездку по Армении.

Чтобы не таскать с собой велочехол всю дорогу, его можно отправить домой почтой. Это работает, если вы пересекаете границу России на велосипеде, а на обратном пути вы возвращаетесь автобусом или поездом, как было описано выше. Если вы прилетаете и вылетаете из одного города, есть смысл оставить чехол в отеле и забрать его на обратном пути. Пусть чехол не такая большая тяжесть, но он занимает пространство. Каждый килограмм ноши экономит километры пути.