Добрый день, уважаемые читатели! Продолжаем серию публикаций про управление товарными запасами и сегодня речь пойдет об обеспечении покупательского спроса или же другими словами об оценке потребности в товарах на складе.
В предыдущей публикации мы говорили о различных видах складских запасов в торговле и оттуда уже знаем, что текущий запас - это запас, который обслуживает потребление, при условии отсутствия отклонений по поставкам и возросшего потребления в момент времени между поставками. Именно его нам и надо оценить и заказать точное количество на склад. А так же не забыть подстраховаться и включить в заказ количество для страхового запаса. Обо всем по порядку.
Какие условия необходимо учесть при формировании количества к заказу текущего остатка?
Первое что надо знать - уровень текущих остатков и их состояние.
Второе - срок между поставками или на какое количество дней/недель/месяцев мы формируем запас
Третье - необходимо определить к какому виду относятся товары, которые мы планируем заказать. Возможно это сезонные товары, заказ которых необходимо скорректировать с учетом коэффициента сезонности или же это спец.заказ, по личному поручению руководителя компании и его необходимо привезти разово, без остатков. Некоторые товары необходимо выводить из оборота, поэтому их количество необходимо снижать и уменьшить количество в заказе.
Четвертое, после анализа заказной номенклатуры, необходимо оценить уровень потребления товара, на период до следующей поставки. Это можно сделать с помощью аналитики данных по предыдущим периодам. Для анализа потребления, рекомендуется использовать период не менее 1-2 лет. Если, уважаемого читателя, интересуют более технические детали и формулы расчетов прогноза спроса, то напишите в комментариях, а мы в свою очередь постараемся написать об этом в одной из статей.
Когда остатки учтены, коэффициенты рассчитаны, спец.заказы определены и проведен анализ имеет смысл вспомнить про страховой запас и возможно скорректировать его, при возросшем потреблении. Как мы помним, при нормальных условиях страховой запас не расходуется, но его необходимо пересматривать при условии возросшего потребления или сроков поставок, для обеспечения удовлетворенности покупателя.
График поставок
Важно правильно рассчитать график поставок! Возможно у Вас собственный транспорт, который так же используется для доставки товара покупателю и бывает занят в определенные дни, или же Поставщик привозит Вам на своем транспорте и включает это в стоимость товара. Необходимо учитывать время товара в дороге, то есть поступления его со склада Поставщика, до витрины в магазине, а это значит что товар должен пройти отгрузку со склада поставщика, время в дороге, разгрузку на Вашем складе/складах,приёмку на складе, распределение между подразделениями/магазинами/точками продаж и выставление на витрину в магазине. Рекомендуем закрепить график поставок в договоре и учесть выходные и праздничные дни. Именно поставка является ключевым моментом в обеспечении.
На случай, когда у поставщика бывают проблемы и перебои с поставками, а лучше к этому подготовится заранее, ведь от этого никто не застрахован, и иметь резервного поставщика по основным направлениям номенклатурных групп. Это избавит Вас от непредвиденной ситуации с поставщиком.
И помните, что обеспечить полностью покупательский спрос, практически невозможно, для этого необходимо иметь огромные склады с большими запасами продукции по каждому виду и нести материальные расходы на содержание, хранение, обслуживание что не всегда целесообразно. Удовлетворение потребительского спроса на 95-98% приводит к значительному снижению издержек и затрат на содержание продукции.