В конце марта в нашем городе побывала сотрудница МГУ Олеся Ильина. Она занимается исследованием экологических проблем Байкала уже не первый год. Минувшим летом она помогла северобайкальским общественникам и властям наладить взаимодействие с московскими учёными - в частности, академиком Юрием Юлиановичем Дгебуадзе. Нынче она провела встречу с Экологическим советом и вновь побывала на очистных сооружениях города. Своими впечатлениями Олеся Васильевна поделилась на своей странице в соцсети:
«А хотите, расскажу, как дела на очистных Северобайкальска, и вообще? Это, очевидно, завершающее, что у меня произошло до того, как Северобайкальск накрыло волной карантина. Итак, очистные. Еще в Москве в высоком экологическом инфополе витали новости о материальных и интеллектуальных средствах, выделяемых на модернизацию очистных сооружений на Байкале. Честно сказать, я думала, что ну а вдруг на территории очистных обнаружу толпы строителей и котлован, где возводятся ультрасовременные модули глубокой очистки. Или хотя бы радостное ожидание такового у персонала предприятия.
В общем, первый раз мы побывали на очистных Северобайкальска в 2016. Потом еще раз в январе 2019. И на прошлой неделе. Что изменилось за это время: а ничего не изменилось. Очистные сооружения, сданные в эксплуатацию в ноябре 1983 году по проекту 1975 года, не становятся новее и все настойчивее требуют реконструкции и модернизации. Кровля бежит, железобетонные перегородки между аэротэнками стали негерметичными, идет разрушение. Регулирующая емкость аварийная, блок механической очистки под замену. На ремонт денег нет: бюджет ограничен тарифами, у населения платежеспособность не зашкаливает. Собираемые деньги не покрывают даже текущих расходов, предприятие работает в минус, поэтому ремонт представляет собой затыкание аварийных дыр подручными средствами. За известный мне период очистные банкротились два раза, крайний - в начале 2019, и работники с тревогой ожидают повторения. Происходит накопление долгов в связи с не платежеспособностью населения, большими тарифами на услуги ЖКХ. В глазах персонала равнодушие и безнадежность, тем не менее, на территории чисто, все механизмы работают, все покрашено, в рабочих модулях комнатные растения. Химические и гидробиологические анализы делаются регулярно.
Нормативы на сброс фосфатов в новой редакции правил ожидаются в десять раз жестче. Технологов это не порадовало, но уже все равно, потому что и предыдущий норматив был невыполним. Три миллиона рублей штатно уходят в год на штрафы за нарушения, которые невозможно не совершать и дополнительно топят предприятие, которое, между прочим - единственное стоит между стоками 24 тысячного города и Байкалом. Нормативы появились через сорок пять лет после того, как были спроектированы очистные сооружения.
Честно говоря, проблема байкальских очистных проста, как ориентирование в трех соснах. Чтобы чистить лучше – нужен проект доочистки и деньги на его реализацию. Нет ни того, ни другого.
Есть мировая практика водоочистки, есть санитарные показатели, до которых нужно довести стоки, дабы население не отравилось и не заразилось – окислить органику и аммиак, отфильтровать ПАВ, тяжелые металлы и нефтепродукты, нейтрализовать инфекции и уничтожить паразитные организмы. Что интересно, очистные 80-х годов, не только северобайкальские, в среднем эти функции тянут, более-менее (новострой не всегда).
Есть знаменитый 63-Приказ Минприроды 2010 года, он устанавливает крайне строгие ограничения состава сбросов в Байкал и водоемы бассейна. По правилам стоки должны быть уже недалеки от дистиллята. Нормативы 63-го Приказа не тянут ни старые очистные, ни новые, и в Приказе нет ни слова о том, как морально и технически устаревшие предприятия должны достигать этих высоких показателей. 20-летние "Жигули" не могут ездить, как новая "Феррари", тем более летать, как вертолет - а 63-й требует именно этого. Разница между 15% и 90% очистки огромна, и по технологии и особенно по цене.
Дальше затык.
Например фосфор – один из факторов эвтрофирования. На реально существующих байкальских очистных он не выводится совсем, эффективность очистки от -5-10% (то есть концентрация фосфатов даже повышается) до 10-20% (средние, Северобайкальск, Байкальск, Слюдянка, Турка). Если интересно подробнее про цифры – спросите в комментах. Чтобы выполнить 63-й Приказ, эффективность должна быть 80-90%, а если будет принята новая поправка и норматив по фосфору еще ужесточен, до 98-99%. Это только фосфор, а есть еще группа азота, сульфаты, хлориды и др., и за них тоже штрафуют.
Есть методы доочистки, они не являются секретом, есть проектные институты, которые работают в этой теме. И в России они есть. Только биологическая глубокая доочистка позволяет достичь 90-95% по фосфору и азоту, но она и удорожает обслуживание в полтора-три и более раз. Есть еще реагентные методы, ультрафильтрация, ионообмен – еще эффективнее, энергозатратнее и дороже.
Такой вот вселенский закон – за все нужно платить, и это мешает. Сейчас денег на доочистку просто нет. Тариф в Северобайкальске установлен 66,18 руб/м3 жидких стоков. То есть по замыслу Республиканской службы по тарифам, фекалии нужно превращать в чистую воду по 6,6 копеек за литр. Питьевая вода или дистиллят в магазине стоит не менее 10 рублей литр, при том, что производят их явно не из фекалий. Как видим по истории банкротств МП «БайкалВодоКанал» (экс-МП «Жилищник»), тарифных денег не хватает даже на базовую очистку, какой там 63-й.
Деньги на модернизацию регулярно выделяют (но они не доходят до очистных сооружений). Но типовой проект для Байкала по 63-му не существует в природе. Есть технологии, которые нужно еще собрать в комплекс, решить, где брать дополнительное электричество, куда вывозить и как утилизировать образующиеся при доочистке отходы – соли, фильтры, как вписать дорогостоящую технологию в действующий тариф (скорее всего, ответ будет «никак», но про дотации на обслуживание не слышно).
Очистные сооружения – система крайне сложная, это инженерия - не ракеты, но высокая инженерия, биология, биохимия и микробиология, а также энергетика, логистика и экономика, и они все друг другу противоречат – нужно все урегулировать. Тем более на Байкале налицо задача, которую раньше не решали. Это задача для крупного проектного института, но условия конкурсов таковы, что никакое НИИ «Водгео» они не привлекают. А привлекают местные фирмы с уставным капиталом в 10 тыс. руб. Эти фирмы выигрывают конкурсы, берутся за дело, рисуют проекты, которые не проходят экспертизу, не вписываются в экономику и после суда и разрыва контракта уходят в небытие. Я знаю не менее двух таких случаев, а сколько еще не знаю. Это закономерно и предсказуемо, все равно как если бы ООО "Рога и Копыта", всю жизнь ремонтировавшее гаражные ворота, взялось спроектировать самолет-истребитель нового поколения, за который не брались ведущие мировые конструкторские бюро.
И еще получается, что поскольку действующие предприятия нормативов не выполняют и не выполнят, хоть меняй им крышу и вентили хоть нет, то выделять деньги на их капремонт никто не спешит.
Также не рассматривается доочистка по ключевым параметрам: азот, фосфор - для снижения эвтрофирования. В этом случае можно было бы обойтись только биологическими методами, что гораздо дешевле, чем полное обессоливание, и дало бы конкретный эффект в плане устранения спирогиры и цветения воды. Но нет, продолжаем мечтать, проектировать осмос на коленках и ветшать.
Выделяют средства на модернизацию, а как модернизировать – никто не знает, не знают и выделяют, и опять неожиданно выходит как всегда. Тем временем предприятия ветшают. Несложно предположить, что аварии – дело времени, в ходе которого в Байкал потечет не то что не дистиллят, а кой-чего хуже и патогеннее спирогиры. Как-то депрессивно получилось, но вот так».
Представители МП «БайкалВодоканал» добавляют к словам учёной:
«Думаем, после победы над коронавирусом общество станет более ответственно подходить к собственной безопасности, и найдет в себе силы победить «безобидную» спирогиру, а также построит очистные сооружения, соответствующие всем нормам сохранения священного озера Байкал».
Больше интересных новостей вы найдете на нашем сайтеMySBK.ru