На фотографии мой отец со своим другом Алексеем Сеньковым на борту научно-исследовательского судна (НИС) «Академик Сергей Королев». На заднем плане стоит НИС «Космонавт Юрий Гагарин» - флагман Морского космического флота СССР. Фотография сделана на рабочей точке в Атлантике.
4 Октября 1957 года мы запустили первый искусственный спутник, начав свою космическую программу. Параллельно развивались баллистические ракеты стратегического назначения, дальность полета росла и в 1959 году возникла необходимость осуществления контроля точности попадания головных частей при испытательных запусках в Тихий океан. С этой целью был создан первый плавучий измерительный комплекс. Он состоял из трех судов ВМФ СССР, переоборудованных для осуществления ведения телеметрии и связи.
В ходе разработки автоматических межпланетных станций типа «Марс», «Венера» и пилотируемого космического корабля «Восток» баллистики определили, что для осуществления контроля второго старта советских межпланетных космических станций с промежуточной орбиты, контроля включения тормозных двигателей космических кораблей для спуска с орбиты на территорию СССР, единственным районом измерений может быть экваториальная зона Атлантики. Как показали расчеты, при орбитальных полетах вокруг Земли из 16-ти суточных витков 6 проходят над Атлантическим океаном и «невидимы» с наземных измерительных пунктов на территории СССР. Реально назрел вопрос о создании специализированных судов, способных контролировать полеты пилотируемых кораблей и осуществлять необходимую радиосвязь с их экипажами из акватории Атлантики. Сначала в срочном порядке телеметрическая радиоаппаратура была установлена на трех торговых судах Министерства морского флота: «Ворошилов», «Краснодар», «Долинск». Они обеспечили первые пуски межпланетных станций, а также участвовали в передаче телеметрии при посадке корабля «Восток» с Юрием Гагариным. В 1963 году юридически было зафиксировано создание «Морского космического флота». В 1969 году для руководства и управления «Морским космическим флотом» в Москве была создана «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР» (СКИ ОМЭР АН СССР). В 1979 «Морской космический флот» состоял из 11-ти специализированных судов и, вплоть до развала СССР, участвовал в обеспечении полетов космических аппаратов различного назначения.
Заказ на постройку НИС «Академик Сергей Королев» Министерство обороны СССР разместило на ЦКБ «Черноморсудопроект» и Черноморском судостроительном заводе в 1968 году, почти одновременно на Балтийском судостроительном заводе был размещен заказ на постройку НИС «Космонавт Юрий Гагарин».
К моменту поступления заказа на НИС «Академик Сергей Королев» стапеля Черноморского судостроительного завода были заняты. На стапеле №0 уже в высокой степени готовности находился заложенный в марте 1968 года корпус универсального сухогруза проекта 1568 типа «Феодосия» (по другим данным проект 1558 типа «Капитан Кушнаренко»). Было дано разрешение использовать имеющиеся в наличии технические заделы, материалы и оборудование с других заказов. ЦКБ «Черноморсудопроект» предложило для экономии времени взять за основу корпус недостроенного сухогруза, расширив и удлинив его за счет вставок. Это решение несколько сказалось на мореходных качествах судна. По мнению экипажей, спроектированный с нуля «Гагарин» превосходил в этом плане «Королев». Бортовая обшивка в средней части должна была стать внутренней стенкой цистерн для топлива и воды – одним из требований к заказу был неограниченный район плавания. Водоизмещение по проекту достигало 21250 тонн. Проект получил собственное наименование: проект 1908, шифр «Канопус». Название шифра было выбрано по имени звезды Канопус, невидимой с территории СССР и различимой только в Южном полушарии. Кораблю присвоили название «Академик Сергей Королёв», заводской строительный номер 704.
26 декабря 1970 года был подписан приемный акт корабля «Академик Сергей Королев», «Космонавт Юрий Гагарин» был принят в эксплуатацию 12 июля 1971 года.
Примерно в эти же годы мой отец проходил службу в Вооруженных силах СССР на полигоне Байконур на наземном Измерительном пункте ИП-2, участвуя в пусках различных ракет-носителей, в том числе и ракеты Н-1 – основы Пилотируемой Лунной программы СССР. Под эту же программу создавались НИС «Королев» и «Гагарин». Пока строились суда, а отец наблюдал как «морковки уходили за бугор», 21 августа 1969 года Нил Армстронг и Эдвин Олдрин высадились на поверхность Луны. СССР переориентировался на изучение спутника Земли при помощи автоматических станций и создание долговременных орбитальных станций (ДОС).
Интересное сравнение: ракета-носитель американской лунной программы Saturn-5 имела стартовую массу 3000 тонн, такой же вес имеет большой морозильный траулер типа «Маяковский»
Впервые НИС «Академик Сергей Королев» я увидел летом 1985 года. Я тогда окончил 4-й класс и мы семьей поехали отдыхать на Черное море в поселок Лиманы рядом с городом Николаев. Мне ничего не говорили, я просто отдыхал на море, но, похоже, у отца тогда появилась перспектива получить эту работу и поездка была концептуальной: посмотреть верфь, где проходило строительство, и увидеть сам корабль. Для этого мы на «Комете» пришли на один день в Одессу. Помню, когда мы пришвартовались в порту, не было ничего особенного. Мы отправились смотреть город и Привоз, а когда вернулись, «Королев» уже стоял пришвартованным у здания Морского вокзала. Огромный, ослепительно белый корабль.
На самом деле, если смотреть цветные фотографии, то выглядел он немного иначе.
НИС «Академик Сергей Королев» по уровню научного оснащения относится к универсальным судам космического флота, несколько уступая по своим возможностям лишь «Космонавту Юрию Гагарину».
Главные размерения судна:
· наибольшая длина 181,9м.;
· наибольшая ширина 25,0 м.;
· высота борта до верхней палубы 13,2 м.;
· водоизмещение с полными запасами 21 460 т, осадка 7,7 м.;
· главная энергетическая установка мощностью 12 000 л. с.;
· мощность электростанции 4200кВт;
· скорость полного хода 17,5 узла;
· дальность плавания 22500 миль;
· автономность до 120 суток;
· состав экипажа 120 человек;
· экспедиции 180 человек;
Судовые запасы:
· моторное топливо — 3600 т.;
· дизельное топливо - 1700 т.;
· смазочные масла — 117 т.;
· котельная вода — 147 т.;
· питьевая вода — 917т.;
· мытьевая вода — 483 т.;
· провизия — 105 т.;
Запасы пресной воды можно пополнять, используя опреснительную установку производительностью до 20 т в сутки.
Отличительной особенностью судна были две параболические антенны: одна - командно-измерительная, вторая – спутниковой связи. Диаметр зеркала каждой – 12 метров. Они установлены соосно и работали синхронно. На носовой надстройке еще одна малая антенна командно-измерительной системы с диаметром зеркала 2,1 метра, накрытая радиопрозрачным куполом. Антенны имели систему стабилизации, позволяющую не терять ориентацию в условиях морской качки. Вся поступающая с борта космических аппаратов телеметрическая информация обрабатывалась и передавалась в Центр управления полётами, расположенный на территории СССР. Оборудование «Королёва» позволяло выполнять в Мировом океане все функции наземных пунктов управления космическими полётами. Управление судовыми радиотехническими комплексами было автоматизировано, на борту имелся свой вычислительный центр с двумя ЭВМ. Охлаждение радиоприемных контуров до сверхнизких температур осуществлялось бортовой криогенной установкой. На этом судне впервые в мире предусматривалась одновременная двухсторонняя связь и управление космическими объектами на расстоянии до 400 тысяч километров в двух диапазонах частот. В тот период времени такой возможности не имели даже наши наземные пункты управления, которые осуществляли связь и управление только в одностороннем режиме. Условия жизни на судне были весьма комфортабельными. Для экипажа и участников экспедиции были оборудованы одно- и двухместные каюты, библиотека, читальный и спортивный залы, открытый и закрытый плавательные бассейны, кинозал на 250 зрителей, салоны отдыха, даже бильярдная. Установка кондиционирования воздуха по мощности в три раза превышала установленную в кремлёвском Дворце съездов. В коридорах были постелены ковровые дорожки. Понятно почему команда судна гоняла инженеров экспедиции, которые в свободное от вахты время ловили кальмаров. Пойманный кальмар заплевывал своими чернилами не только борт и палубу, но, иногда, и самого инженера, который по пути в каюту и душ оставлял «кровавые» следы. Однажды я провел на корабле ночь. Для неизбалованного благами цивилизации советского школьника корабль показался верхом роскоши. Это было очень круто и не шло ни в какое сравнение с московской бытовой повседневностью.
В 1986 году отец прошел все отборочные собеседования, комиссии, проверки, и был принят в состав экспедиции. Почти через 16 лет он снова вернулся в Космическую программу, только уже штатским специалистом.
Одной из самых сложных комиссий была медицинская. Дело в том, что у отца было варикозное расширение вен на ногах. Это был достаточный повод для отказа, по этому эту часть медицинской комиссии проходил его друг. Благо в медицинских карточках фотографий не было, а подтверждающий личность документ ни кто не спрашивал. Маневр был рискованный, но безотказно срабатывал перед каждым новым рейсом. Летом того же года отец ушел в свою первую экспедицию. Это был 17-ый экспедиционный рейс «Королева». По нему, к сожалению, такой грамоты не сохранилось
В среднем рейсы длились 7 – 8 месяцев. Общались письмами и один-два раза для родственников устраивались телефонные переговоры. Для этого мы приезжали на метро Фрунзенская в какую-то воинскую часть. Там, сидя в маленькой плохо освещенной комнате можно было несколько минут поговорить, ощущая как твой голос уходит куда-то в космос. Ответная реплика отца приходила с заметной задержкой. Современные средства телекоммуникации уже не дают такого ощущения расстояния.
Вот пример расписания одного из рейсов, взятый мной с сайта Клуба ветеранов Морского космического флота:
20-й рейс:
22.07.89г. –27.02.90г.(Ялта) –01.03.90г.(Одесса)
Экипаж: 107 чел.; экспедиция: 152 чел.
Капитан Апанасенко Георгий Иванович,
ст.пом. Михеев Анатолий Гаврилович,
Главный механик Рогоза Юрий Васильевич.
Начальник Экспедиции Журин Владимир Фёдорович,
Заместитель Начальника Экспедиции – Группа Исследования Сагоконь Виктор Тарасович,
Заместитель Начальника Экспедиции – С (Связь?) Михайлов Юрий Борисович.
Выполнены работы:
«Мир», астрофизический модуль «Квант», модуль дооснащения «Квант-2», «Союз ТМ-8» (до посадки 19.02.90г.) + «Квант-2» (с 26.11.89г.). Участие судна в управлении полётом, телеметрический контроль работы систем ОК, обеспечение связи с экипажами КК – в течение рейса;
«Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Работа судна с 13 августа до окончания рейса. Отдельные сеансы связи, телеметрический контроль работы систем станции для изучения поведения конструкции и аппаратуры в условиях дли-тельной эксплуатации – в течение рейса;
«Прогресс М-1» №201 на ОК «Мир»(23.08., стыковка 25.08., расстыковка и посадка 01.12.);
«Союз ТМ-8» (7К-СТ №58), 06.09. Основная экспедиция №5 на ОК «Мир» в составе: А.С.Викторенко, А.А.Серебров. Космонавты испытали новое сред-ствопередвижения в открытом космосе – СПК – «космический мотоцикл»;
«Квант-2» (77КД №171-01), 26.11. Модуль дооснащения ОК «Мир», состыкован со станцией 06 декабря;
«Прогресс М-2» №202 на ОК «Мир» (20.12., стыковка 22.12., расстыковка и посадка 09.02.90г.).
«Союз ТМ-9» (7К-СТ №60), 11.02. Основная экспедиция № 6 на ОК «Мир» в составе: А. Я. Соловьёв, А. Н. Баландин. Участие судна в управлении полётом, контроле работы систем и обеспечение связи экипажа – до 20.02. Связь судна с ЦУП – через спутники связи «М-1».
Порты:
Одесса (отход) 22 июля;
Стамбул (Турция) 24-26 июля, для пополнения запасов продовольствия, воды, топлива;
Точка работ 40º40' СШ, 62º20' ЗД, в период с 13августапо 10 сентября. Контроль функционирования систем ДОС «Салют-7» в автоматическом режиме. Управление полётом ОК «Мир»+«Квант»+«Прогресс М-1»+«Союз ТМ-8».
Сент-Джонс (Канада, о. Ньюфаундленд) 11-13 сентября, для пополнения запасов продовольствия, воды и топлива;
Точка работ 38º00' СШ, 29º15' ЗД, в период с 20 сентябряпо 27 сентября. Контроль функционирования систем ДОС «Салют-7» в автоматическом режиме. Управление полётом ОК «Мир» + «Квант» + «Прогресс М-1» + «Союз ТМ-8».
Точка работ 44º30' СШ, 60º30' ЗД, в период с 28 сентября по 3 октября. Контроль функционирования систем ДОС «Салют-7» в автоматическом режиме. Управление полётом ОК «Мир» + «Квант» + «Прогресс М-1» + «Союз ТМ-8».
Сент-Джонс (Канада, о. Ньюфаундленд) 04 - 06 октября, для пополнения запасов воды, топлива и продовольствия, отдыха моряков;
Точка работ 40º40' СШ, 62º20' ЗД, в периодс 09 октября по 31 октября. Контроль функционирования систем ДОС «Салют-7» в автоматическом режиме. Управление полётом ОК «Мир» + «Квант» + «Прогресс М-1» + «Союз ТМ-8».
Лас-Пальмас (Испания, о.Гран - Канария) 08-11 ноября, для пополнения запасов продовольствия, воды, топлива, отдыха моряков.
Точка работ 40º40' СШ, 62º20' ЗД, в периодс 16 ноября по 22 декабря. Контроль функционирования систем ДОС «Салют-7» в автоматическом режиме. Управление полётом ОК «Мир» + «Квант» + «Квант-2» + «Прогресс М-1» (до 01 декабря) + «СоюзТМ-8» + «Прогресс М-2».
Гамбург (Германия) 27-19 декабря, для пополнения запасов продовольствия, воды, топлива, отдыха моряков.
Точка работ 39º30' СШ, 29º45' ЗД, в период с 07 января по 22 января. Контроль функционирования систем ДОС «Салют-7» в автоматическом режиме. Управление полётом ОК «Мир» + «Квант» + «Квант-2» + «Прогресс М-2» + «Союз ТМ-8».
Лиссабон (Португалия) 25-27 января, для пополнения запасов продовольствия, воды, топлива, отдыха моряков;
Встреча с НИС «КЮГ» 30.01.90г. у берегов Испании (траверз п.Малага).
Точка работ 34º40' СШ, 15º00' ЗД, в период с 05 февраля по 15 февраля. Контроль функционирования систем ДОС «Салют-7» в автоматическом режиме. Управление полётом ОК «Мир» + «Квант-2» + «Прогресс М-2» + «Союз ТМ-8» + «Союз ТМ-9».
Стамбул (Турция) 23-25 февраля, для пополнения необходимых до прихода в п. Ялта запасов продовольствия, воды и топлива;
Ялта (приход) 27-28 февраля, для прохождения пограничного контроля, сдачи итоговой проверки;
Одесса (возвращение в порт приписки судна) 01 марта.
Всего: 222 суток. Пройдено 26166 миль.
В 1990 году почувствовались первые перемены. Палуба судна при приходе в порт приписки выглядела уже иначе.
Мне казалось, что все идет прекрасно – отцу удалось исполнить свою мечту, купить автомобиль и это была не экспортная Лада, а Volkswagen Passat. Но это было началом конца эпохи.
Свой последний 22-ой рейс НИС «Академик Сергей Королев» совершил с 19 Апреля 1991 года по 30 Октября 1991 года.
8 Декабря 1991 года были подписаны Беловежские соглашения, а 25 Декабря СССР прекратил свое существование. «Королев» и «Гагарин» были приписаны к порту Одесса, и входили в Черноморское морское пароходство. Суда стали принадлежать Украине. Возможно, первоначально Украина и имела желание учредить свою космическую программу. Имеющийся в стране, на тот момент, инженерно-технический состав специалистов, промышленных предприятий и проектных институтов позволял это сделать, но не было финансирования и стимула к развитию, приоритеты поменялись.
С 1991 по 1995 года суда стояли на приколе. В 1995 году Фонд госимущества Украины объявил тендер на их продажу, в 1996 корабли были проданы на металлолом в Индию. При продаже НИС «Академик Сергей Королев» было переименовано в «Orol».
7 Февраля 1991 года прекратила свое существование Долговременная Орбитальная Станция «Салют-7».
Через 10 лет 23 Марта 2001 года была затоплена в Тихом океане орбитальная станция «Мир».
При написании статьи использовались материалы с сайтов: