Ландшафтный дизайн не случайно относят к одному из видов искусства. Для садовых мастеров важна архитектоника и инженерная составляющая, умение работать с цветовой палитрой и даже воспроизводить ритм как в музыке. Чувство вкуса при создании цветочных композиций отражает способность автора проекта судить о прекрасном.
При написании своих публикаций я постоянно ставлю своей задачей донести до читателей приемы построения гармоничных цветников и более крупных садовых пространств. Один из основных способов сделать посадки многолетних и однолетних цветов структурированными - это упорядочить куртины каким-либо образом.
С организацией клумб из однолетников все более ли менее понятно - цветы высаживают преимущественно заранее нарисованными геометрическими фигурами или повторяющимися фрагментами, образующими модульный сад.
А как же быть со сложными миксбордерами и составными цветниками из многолетних трав? У многих начинающих цветоводов бывают минуты отчаяния, связанные с неспособностью создать красивую картину, похожую на фотографии с работами известных ландшафтных дизайнеров.
Если небольшой цветник из многолетних культур создать достаточно просто, пользуясь наглядными примерами, то при желании использовать множество видов возникают вопросы, связанные со взаимными сочетаниями разных травянистых и луковичных растений. Независимо от размеров посадок, ритм ландшафту задают цветовые повторяющиеся пятна, желательно однородные по видовому и сортовому признаку.
Как и в других видах искусства ритм подразумевает чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью. В ландшафтном дизайне повторяющимися звеньями могут выступать выставленные в ряд контейнерные растения, боскеты, извилистые линии сухого ручья, сходные группы кустарников, элементы благоустройства в единой стилистике и др. В цветнике структуру задают однородные по составу куртины цветов.
Чем меньше площадь озеленения, тем меньшее количество видов стоит использовать для посадки. Если композиция из многолетников имеет вытянутые очертания, можно просто ритмически повторять понравившуюся сбалансированную группу цветов примерно через равные промежутки. Чтобы цветник в природном стиле при этом выглядел не слишком геометрическим, а слегка небрежным, не следует прибегать к жесткой математике, а наоборот, стоит “включить” творческую импровизацию.
В качестве культур, задающих ритм в миксбордере, можно выбирать 1-3 вида, наиболее высокорослых или с самым ярким и продолжительным цветением. Промежутки между акцентными растениями заполняются в последнюю очередь более нейтральными аранжировочными сортами в менее строгом порядке.
Следует отметить, что даже при благоустройстве огромных по площади общественных садов и парков, ландшафтные дизайнеры и инженеры по озеленению стараются привнести ритм и динамику в создаваемые композиции. Это очень хорошо можно отследить в работах одного из самых влиятельных садовников современности Пита Удольфа. Он создает ландшафты в стиле “Новой волны” на участках, измеряемых в гектарах.
При построении масштабных композиций важно не только высадить определенные куртины цветов в повторяющейся последовательности, но и сделать их читаемыми. Что это значит? Чтобы сплошной растительный ковер не выглядел хаотичным, соседствующие элементы должны отличаться друг от друга по форме, цвету и фактуре листьев и соцветий. Фактически это означает, что нужно разносить между собой куртины из видов растений одного семейства.
В “удольфианских” цветниках контраст создается за счет перемежающихся соцветий, разных по форме. Дизайнер уделяет второстепенное значение цветовой палитре, он включает в каждый проект лишь несколько наиболее красочных растений, которые высаживаются довольно крупными куртинами. Таким образом, ритмически организованные элементы миксбордера образуют выразительную и цельную картину.
Ритм - это и есть упорядоченность. Именно этого зачастую так не хватает в цветниках садоводов-любителей. Умение вычленять акценты и отсекать все лишнее приходит с опытом. Если возникают сложности с подбором культур, лучше начинать с более лаконичных вариантов, ведь “краткость - сестра таланта”.