Найти тему

Как выбрать логопеда для ребенка?

Немного лирического отступления: я логопед, и логопедические статьи этого блога я пишу не для того, чтобы показать родителям или коллегам, как диагностировать и корректировать самостоятельно речевые нарушения (ведь на просторах Интернета огромное количество информации, более интересной и углубленной, чем я могу представить).
В этом блоге я хочу, скорее, информировать родителей, давать разъяснения для них каких-то процессов, которые вызывают сложности, но о которых не принято говорить и спрашивать.
А теперь вернемся к теме статьи.

Несмотря на то, что в теории выбрать логопеда достаточно просто:

возьми позвони, поговори по телефону, запишись и приведи ребенка,

на практике оказывается (и многие родители это подтвердят), что, прежде чем семья, наконец, найдет "нормального логопеда" для себя, могут пройти и несколько месяцев.

Почему так происходит? Почему прекрасные, с хорошими отзывами специалисты вдруг внезапно не могут подобрать подход к определенному ребенку? Неужели отзывы врут? Или Ваш ребенок не такой, как нужно?

На минуточку, я знаю, о чем говорю, ведь я логопед и, одновременно, мать речевого ребенка, который в какой-то момент отказался от моих занятий, и в общей сложности, мы (включая меня) поменяли 4 логопедов.

Хочу поделиться с Вами двумя основными нюансами, на которые стоит обращать внимание при выборе логопеда:

0. Нулевой пункт.

Здесь даже и говорить не приходится, но для многих родителей в выборе логопеда (и любого репетитора) существует два фактора: стоимость занятий и локация. Их сегодня не берем в расчет, здесь все итак понятно и без меня: чем дешевле, чем ближе к дому или к Вашей работе/детскому саду/школе, тем легче и удобнее Вам.

1. Возрастная категория, с которой работает логопед.

К сожалению, внутри логопедической специализации нет еще специализации, как у стоматологов, например.
У стоматологов есть и имплантологи, и хирурги, и ортодонты, и терапевты, и неизвестно, кто еще.

У логопедов же есть только корочка после университета с названием должности: то есть, абсолютно каждый логопед может работать с любым речевым нарушением и с любым возрастом. На самом деле, это, действительно, так и не так одновременно.

Конечно, каждый логопед компетентен и в состоянии работать с любыми учениками, но правильно для родителя будет уточнить, с какой категорией детей данный логопед предпочитает работать, или же с кем чаще приходилось встречаться.

Почему это важно? Потому что, как бы нам этого не хотелось, многостаночников очень мало. Точно также, как в стоматологии не зря выделили специализации, точно также логопед вольно или невольно выбирает для себя категорию учеников. Это происходит по воле случая - с кем пришлось начать работать после университета, куда удалось устроиться, либо же на чувственном, моральном уровне - с кем больше нравится, с кем прогрессивнее получается.

Непосредственно я отношусь к первому случаю - после университета устроилась работать в школу, и моими первыми прекрасными учениками были дети 1 и 4 классов. Я их не выбирала, они не выбирали меня, но моя жизнь сложилась так, что сейчас я с уверенностью могу сказать, что я - школьный логопед. Что входит в мои навыки? Я корректирую устную речь, конечно, тоже, однако главной моей задачей является коррекция письменной речи, дисграфии. Я изучаю по этой теме литературу, проходила семинары и тренинги, считаю, что достаточно компетентна в этой сфере.
Это не значит, что я не могу работать с малышами. Это значит, что сейчас я адекватно оцениваю свой опыт, свои умения и, главное, свой собственный интерес, и учеников набираю возраста начальных классов.
Я честна со своими родителями, и с собой, в первую очередь. Если ко мне приходят заявки для детей дошкольного возраста, я перенаправляю их к более компетентному в их возрастной категории логопеду.
Всех денег не заработать, а профессионализм, я считаю, как в поговорке: "За двумя зайцами погонишься - никого не поймаешь".

Есть логопеды, специализирующиеся по запуску речи, есть те, кто больше работает с заиканием, с нарушением голоса и так далее - такие специалисты есть, и не обязательно они будут дороже.

Как мать речевика и логопед, я многостаночникам не доверяю. На своем пути не встречала тех, кто может объять необъятное.

2. Характер логопеда.

И Вашего ребенка, конечно. Я всегда говорю, что любой учитель, репетитор, тренер, любой человек, который будет учить чему-то Вашего ребенка или Вас, должен по-настоящему подойти Вам по характеру. Должен произойти какой-то "клик" между ним и Вашим ребенком.

Да, есть такой момент - логопеды очень строгий народ, гораздо строже обычных учителей. Связано это, наверное, с тем, что "переучивать" ребенка достаточно трудно (а ведь именно этим, грубо говоря, мы и занимаемся), поэтому от него необходима максимальная сосредоточенность.

Однако, несмотря на это, глядя на Вашего непоседливого, или, как сейчас принято говорить направо и налево, "ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности", лучше обойти стороной эмоционально холодную, со строгим взглядом из-под очков женщину-логопеда. Даже если она имеет самые отличные отзывы в соц.сетях.

Это я тоже знаю не по наслышке. Так повелось, что именно тот логопед, который вызывает у меня бешенный восторг и уважение, одновременно вызывает ужас и раздражение у моего сына.
В результате, отличных результатов в запуске речи, а потом длительной коррекции всех звуков, добилась не крутая опытная строгая тетенька, а молодая (даже моложе меня) девушка с нежным голосом и приятным смехом. Хи-хи, ха-ха, а я ей благодарна буду до конца жизни. Вот так и "кликнули".

Надеюсь, эта статья была Вам полезна и интересна!

Другие мои статьи на тему логопедии и психологии:

Уловки логопеда, которые вынуждают Вас платить больше

Заблуждения о профессии логопеда

Практика из педагогики: как достичь цели?